Как саратовская сеть магазинов «Гроздь» запустила E-commerce и экспресс-доставку за один месяц
Потребители вдруг оказались лишены возможности свободно совершать ежедневные закупки в офлайне и начали активно делать это через интернет. Игроки рынка, которые сумели в сжатые сроки отреагировать на новые сценарии шопинга, разработать инструменты для усовершенствования клиентского опыта и сделали ставку на онлайн-канал продаж, смогли не только адаптироваться к новым рыночным условиям и сохранить базовую прибыльность, но и не потерять связь с аудиторией и даже нарастить объем постоянных клиентов.
Особенно сложно в новой реальности пришлось региональным ритейлерам, не имеющим развитого E-commerce направления. Они вдруг оказались втянуты в борьбу за покупателя не только с локальными конкурентами, но и с федеральными компаниями, такими как СберМаркет, УТКОНОС ОНЛАЙН, которые к моменту изоляции уже уверенно чувствовали себя в регионах, а на фоне возросшего спроса еще и быстро нарастили свои мощности.
По данным Data Insight, «благодаря» режиму самоизоляции, армия покупателей, готовых приобретать продукты в онлайне пополнилась 10 миллионами «новичков». Эксперты уверены, что по итогам года рост интернет-торговли покажет более уверенную динамику – вместо ежегодных 28% дойдя до 33%.
При этом и после полного снятия ограничений бо́льшая часть потребителей продолжит совершать покупки через интернет. Таким образом, развитие онлайн-ритейла – это не только ответная мера на актуальный контекст, но и основа для стабильности в будущем, тем более что прогнозы о возможном возникновении «второй волны» звучат всё более определенно.
О том, как организовать экспресс-доставку и запустить собственное е-commerce направление всего за один месяц в условиях неопределенности рынка, расскажем на примере саратовской розничной сети «Гроздь».
Сегодня мы говорим о том, как четкое понимание задачи, опыт и умение максимально использовать скрытые возможности в сжатые сроки позволили компании Columbus всего за один месяц не только успешно реализовать проект, но и подготовить устойчивую платформу для дальнейшего развития компании.
«Гроздь» – розничная компания, штаб-квартира которой находится в Саратове. Ритейлер управляет сетью одноименных магазинов, большинство из которых работает в формате «магазин у дома».
Первый магазин «Гроздь» был открыт 19 января 2002 года. На данный момент сеть объединяет 230 магазинов, расположенных в 23 городах Саратовской области.
Ассортимент ритейлера включает не только десятки тысяч SKU поставщиков, но и около 200 продуктов под собственной торговой маркой «Вкус жизни».
Весной 2020 года ритейлер запустил полноценный интернет-магазин, а в июне анонсировал запуск экспресс-доставки.
Задача
До пандемии потребительская модель постоянных покупателей магазинов «Гроздь» была стандартной, – они регулярно посещали офлайн магазины, чтобы приобрести необходимые продукты питания и товары для дома. И даже в начале режима изоляции достаточно высокая частота визитов сохранялась.
Однако стремление клиентов к безопасности и сокращению контактов сказались на посещаемости, что вызвало необходимость развития интернет-канала продаж и быстрой доставки, ускорив тем самым реализацию планов компании.
«Внедрение нового формата входило лишь в далекие планы нашей сети. «Гроздь» любима и узнаваема жителями Саратова, мы предполагали, что ни карантин, ни другие внешние факторы не смогут повлиять на прибыльность магазинов.
Изначально люди закупались впрок, и выручка даже несколько выросла, вскоре стало понятно, в долгосрочной перспективе покупательская способность снизится и нужно немедленно искать выходы из неминуемого кризиса. Более того, мы хотели, чтобы люди находились в безопасности при покупке продуктов питания», – рассказывает Андрей Махновец, ИТ-директор торговой сети «Гроздь».
Покупатели быстро освоились с новым сценарием покупок, и стало очевидным, что компания, которая первой внедрит онлайн-продажу продуктов и быструю удобную доставку, получит конкурентное преимущество и долю рынка.
Розничная сеть «Гроздь» поставила следующие цели:
- Стать первым ритейлером в Саратовской области, который сможет запустить полноценный онлайн-канал продаж продуктов питания в ответ на новый покупательский паттерн;
- Минимизировать потери в выручке, связанные со снижением трафика в офлайн магазинах;
- Нарастить базу лояльных покупателей за счет запуска нового канала продаж;
- В условиях конкурентного рынка обеспечить себе долю рынка до запуска онлайн-направления в конкурирующих компаниях и занять лидирующие позиции в борьбе за покупателя;
Выбор партнера
Так как в приоритете у ритейлера была скорость внедрения нового инструмента и оперативного развития онлайн-канала продаж, к выбору партнера в компании подошли основательно. На создание новой дорогостоящей ИТ-инфраструктуры не было времени, а на запуск проекта у компании был всего один месяц, и создание новой онлайн-платформы должно было пройти с максимальным использованием имеющихся ресурсов при максимальной оптимизации затрат.
Решение должно было быть не только гибким, способным «встроиться» в существующую ERP-систему заказчика, но и иметь возможность масштабирования с последующей интеграцией с системой лояльности, мобильным приложением для покупателей, курьеров и сотрудников, а также со службами экспресс-доставки.
После оценки адаптивности и гибкости нескольких решений, компания «Гроздь» остановила свой выбор на предложении компании Columbus.
Columbus – международная ИТ-консалтинговая компания, работающая на рынке России и СНГ с 1997 года. В компании работает более 2000 сотрудников по всему миру.
Специалисты компании являются экспертами в разработке, создании, развитии, обновлении и поддержке ИТ-решений для бизнеса. Консультанты Columbus – профессионалы в диджитализации бизнеса, имеющие за плечами опыт множества проектов в различных отраслях промышленности, дистрибуции, розничной торговле, банковской сфере и транспортно-логистических компаниях по всему миру.
Более 5000 клиентов в мире – крупнейших компаний в разных сегментах экономики – добились успеха с помощью инновационных решений Columbus.
Реализация проекта
Так как перед командой Columbus стояла задача запуска проекта за один месяц, фреймворком для управления проектом стала методология Scrum. Для создания стратегии и системы, в рамках которой будут максимально использоваться возможности существующей ИТ-структуры, было необходимо совместно с партнером – сетью «Гроздь» – провести тщательную инвентаризацию всех существующих возможностей. Во многом благодаря качественному продуктивному партнерству этот этап проекта был реализован оперативно.
Задача была амбициозная, однако специалисты Columbus приняли условия проекта и смогли сформулировать для заказчика стратегию наиболее быстрого и оптимального запуска нового канала продаж.
«Работа выполнялась спринтами. На первом этапе мы разработали модель сквозного процесса деятельности интернет-магазина. Далее мы обсудили это с представителями менеджмента «Грозди», детализировали его вид, обозначили инфраструктуру, определили, как ее можно развернуть, – рассказал об этапах работы Андрей Лежнев, руководитель проектов Columbus. – После этого сформировался базовый набор инструментов и атрибутов для E-commerce. Всего в ассортимент магазина первоначально было включено более 500 SKU, в том числе и номенклатурные единицы, выпущенные под собственной маркой «Грозди» – «Вкус жизни».
Важно также отметить, что на старте проекта было решено интегрировать в платформу инструменты онлайн-оплаты и подключить Яндекс.Кассу, как одно из наиболее гибких и понятных решений.
Создание MVP (minimum viable product – минимально жизнеспособного продукта) по Scrum заняло менее месяца. За основу была взята, имеющаяся у «Грозди» функциональная платформа GrandNode.
В течение стартового периода были реализованы следующие инструменты:
- Формированы архитектура e-commerce и подробное описание всех бизнес-процессов;
- Реализована интеграция интернет-магазина с ERP-системой «Грозди» с полной выгрузкой ассортимента, цен и товарных остатков;
- Полностью реализован сквозной процесс заказа с выбором товаров в корзину, резервирования и добавления в список сравнения;
- Внедрен процесс оплаты покупок;
- Реализованы процессы «Экспресс-доставка» и «Самовывоз»;
- Интегрирована выгрузка заказов в ERP-систему с автоматическим формированием сопровождающих бухгалтерских документов в электронном формате;
- Реализована система уведомления покупателей и сотрудников, а также проработана структура ролей и прав доступа персонала сети;
- Запущена интеграция с системами аналитики для того, чтобы уже на старте работы иметь четкое представление об активности аудитории, спросе и колебании чека.
Уже на первом этапе было принято решение провести пилотный запуск доставки и сервиса самовывоза из нескольких магазинов сети. Для региона новый сервис стал без преувеличения революционным, а аудитория сети, которой свойственна высокая степень лояльности, активно давала обратную связь по качеству работы нового сервиса. В результате были сделаны выводы и устранены недоработки, которые сделали дальнейшее масштабирование проекта максимально безболезненным.
Читайте также: Разработка интернет-магазина: что бы такого сделать, чтобы ничего не делать
В настоящее время интернет-магазин сети «Гроздь» запущен, и ведутся работы по развитию платформы:
- Разрабатывается цифровая стратегия дальнейшего развития E-commerce сети «Гроздь»;
- Происходит загрузка из ERP-системы ритейлера в интерне-магазин об активных акциях и товарных промо;
- Ведется доработка десктопной и мобильной версий сайта с целью улучшения юзабилити платформы и повышения конверсии сайта в покупку;
- С учетом более активного использования покупателями мобильных устройств при формировании заказов, разрабатывается API для комплектации заказов с помощью гаджетов;
- Настраиваются рекламные каналы, а также инструменты лидогенерации и анализа трафика.
В ближайших планах развития онлайн-направления ритейлера интеграция с программой лояльности, в рамках которой покупатели смогут пользоваться виртуальными картами лояльности, копить баллы и оплачивать ими свои покупки.
Также в ближайшей перспективе будет запущено мобильное приложение для покупателей, сотрудников и курьеров, и расширена зона экспресс-доставки за счет подключения новых логистических партнеров.
Результаты проекта
Благодаря четкому пониманию целей проекта и правильной оценке имеющихся систем и ресурсов, E-commerce направление для сети «Гроздь» было запущено за месяц. Кроме того, была сформулирована стратегия цифрового масштабирования и превращения канала в полноценный бесшовный инструмент онлайн-продаж.
Компания «Гроздь» не просто внедрила электронную коммерцию и удобные условия доставки, но и определила уникальный для локального потребителя уровень сервиса.
В настоящее время ведется системная работа по расширению ассортимента интернет-магазина. Уже сейчас в каталоге платформы более 900 SKU. Параллельно с этим ведется работа и по расширению географии и увеличению скорости доставки. При этом стоит отметить, что достигнутые два часа доставки с момента размещения заказа – для Саратовской области отличный результат!
«Сolumbus предоставляет клиенту экспертизу, выходящую далеко за рамки обычных обязательств по автоматизации процессов электронной коммерции. Мы не только даем инструменты для E-commerce, но и встраиваем их в существующие бизнес-процессы, интегрируем в ИТ-ландшафт, прорабатываем как функциональное, так и маркетинговое развитие инструментов - создаем условия для их эффективного применения заказчиком», – Андрей Лежнев, руководитель проектов Columbus.
* * *
Пандемия и связанные с ней ограничения стали причиной возникновения нового стандарта клиентского сервиса в food-ритейле, основные принципы которого скорость, ассортимент и безопасность покупок. Потребители быстро оценили удобство онлайн шопинга, и несмотря на окончание режима тотальной изоляции, они воспринимают новый сценарий как заботу и соответствие актуальным трендам.
Ритейлерам важно использовать текущую ситуацию для расширения лояльной аудитории и повышения прибыльности торговли. В такой ситуации запуск полноценного e-commerce направления – это инвестиция в ближайшее будущее, в котором продуктовые онлайн-закупки станут традиционной частью каждодневной рутины.
Особенно важен новый канал для региональных игроков. На локальных рынках потребители только привыкают к каналу, который для столичных покупателей давно стал стандартом. Запуск интернет-заказа и экспресс-доставки продуктов в отдаленных от центра России городах способен в краткие сроки сделать и относительно некрупного игрока – лидером рынка. Главное – правильно выбрать ИТ партнера!
* * *
Оставьте заявку, и я помогу вам сделать первый шаг на пути к цифровой трансформации.
Анастасия Меркулова, директор по маркетингу Columbus
e-mail: anastasia.merkulova@columbusglobal.com
Последние новости
Самое популярное
- Новые потребители товаров FMCG — кто они?
- Что такое pop-up магазины, и почему этот формат так популярен сегодня
- Как удержать курьеров и повысить их лояльность: практики Яндекс Еды
- Как правильно оценить ассортимент, чтобы офлайн-магазин приносил прибыль?
- Покупательские привычки: как мы покупаем и как нам продают