0/5

Формат гипермаркетов: проблемы развития и ожидаемые перспективы

Формат гипермаркетов: проблемы развития и ожидаемые перспективы
время публикации: 11:00  08 октября 2015 года
Гипермаркеты в России, несмотря на кризис, хоть и медленно, но растут в количественном выражении. Однако по исследовательским данным компании Nielsen, сейчас все ярче прослеживается тенденция оттока клиентов.

Покупателей в этом формате привлекает в первую очередь широкий ассортимент предлагаемых товаров, новинки, представленные в нем и промо-акции, позволяющие покупать выгодно. Доход россиян сократился, а цены в гипермаркетах значительно возросли. Именно поэтому люди стали уходить в дискаунтеры, так как там намного дешевле и в магазины у дома, так как это очень близко и удобно. Кроме того, рынок постепенно насыщается торговыми площадями, что с каждым разом все больше и больше затрудняет открытие новых гипермаркетов. 

Вместе с этим проблемы создают антимонопольные ограничения на федеральном и муниципальном уровнях. В свете такой ситуации назревает вопрос: что же ожидает формат гипермаркетов в будущем? В рамках саммита Retail Business Russia & EAEU 2015, прошедшего 24-25 сентября в Москве эксперты и представители российских гипермаркетов поделились фактами и аналитикой на этот счет.

circle (1).png
Илона Лепп, генеральный директор Nielsen в России

«Мы видим, что развитие торговли по разным форматам растет разными темпами. Супермаркеты, гипермаркеты и минимаркеты растут, вытесняя традиционные магазины. В 2008 году современная торговля в России занимала 35%, а 65% – традиционная. На сегодняшний день – современная занимает 65%, а традиционная, соответственно, 35%. Теперь покупатель может купить тот же продукт на 10% и на 20% процентов дешевле, чем предлагают маленькие магазины у дома.

То, что было в декабре 2014 года, перевернуло оптовых покупателей и розницу. Мы видим, что оборот в деньгах растет во всех форматах, но это в основном из-за повышения цен. Супермаркеты последнее полугодие показывают отрицательный тренд, несмотря на то, что в гипермаркетах продолжается экспансия.

Мы всегда спрашиваем, что важно сегодняшнему покупателю? Это быстрая покупка и соотношение цены и качества и приятный опыт. Что происходит с гипермаркетами сейчас? Цены растут, мы меньше зарабатываем, поэтому хотим или не хотим, но должны экономить.

Depositphotos_54962879_m-2015.jpg

Изменилась ли миссия покупателя? Сейчас больше и больше людей покупают ежедневно то, что ему только сегодня необходимо. И ему не нужно ехать в гипермаркет.        
Российский покупатель не отличается большой лояльностью как к бренду, так и к магазину. Если в Европе и на Западе человек выбирает между шестью магазинами, то у нас между тремя. Так как их нет по близости, здесь играет роль не искренняя любовь к магазину, а необходимость. Если раньше промо было привилегией гипермаркетов, то сейчас дискаунтеры предлагают каждый день дешевые цены на все товары. То есть доля промо увеличивается именно в дискаунтерах.

Другой враг гипермаркетов – Интернет. Покупатели сравнивают цены онлайн и видят, где стоимость лучше. Сейчас на пятки гипермаркетам наступают дискаунтеры. Посмотрим, что будет дальше».

circle (2).png
Борис Кац, директор по развитию сети хобби-гипермаркетов Леонардо

«Гипермаркеты – это очень маленький локальный рынок. В частности, наша ниша. У нас нет четкого определения, что мы должны продавать. Проходимость наших гипермаркетов сопоставима с продуктовыми.В каждом виде торговли найдется какое-то количество проблем и сложностей. Но мы сумели собрать вообще все те проблемы, с которыми может столкнуться розница.

Во-первых, это большой ассортимент, с которым, естественно, работать достаточно сложно. У нас есть проблемы со сроками годности, которых, например, нет в fashion-ритейле. Также у нас есть трудности с перевозками. Кроме того, мы столкнулись с проблемой отсутствия штрихкода: например, на застежку-молнию заранее штрихкод не ставится, только в магазине. Разные виды хобби творчества в разные годы пользуется или не пользуются спросом, например, в какой-то момент был пик по вышивке, сейчас это меньший спрос и т.д. У нас часто происходит смена тенденций.

55998-01.jpg

Наши показатели тоже стали хуже. Почему? Проблема в том, что у нас очень много мелкого товара, на который мы не можем делать наценки. Это делать невозможно, потому что есть ограничения относительно психологии потребителя. Тем не менее, оттока посетителей мы не отметили. Люди продолжают покупать наш товар». 

circle (3).png
Дмитрий Орехов, директор по стратегическому маркетингу сети аптек «Горздрав», «36.6»

«Совсем недавно мы открыли гипермаркет «Здоровье». Это наш флагман. Здесь и эксклюзивные товары, и полноценная аптека с лицензией по нынешним документам, которые у нас есть, и специализированные отделы по блокам: ортопедия, оптика, спортивное питание и т.д. Мы считаем, что гипермаркет – логическое развитие сети «36 и 6».

Почему мы выбрали этот формат? Это необходимость времени. Только одних товаров для здоровья стало очень много. Если раньше это было 3-4 основных отдела, то сейчас только в одном сегменте лечебной косметики их несметное количество. Часто в обычной аптеке вам не могут дать полную информацию по разному типу ассортимента, а гипермаркете есть возможность собрать специализированных консультантов, которые знают о своем бренде все. Единственное, чтобы окупить эти вложения нужно, чтобы к нам приходило достаточно много покупателей.

WwaoGKE-NC4.jpg

Наш флагман - магазин для тех, кто очень заботится о себе, о своем здоровье, для людей, которые хотят в одном месте посмотреть на все то, что есть на современном рынке красоты и здоровья. Мы выявили преимущество – люди, заботящиеся о здоровье, они очень сильно вовлечены в рынок и в покупку, вот эта вовлеченность поможет нам развить этот сегмент. И я сейчас заявляю, что мы ожидаем роста таких специализированных гипермаркетов, потому что фанаты здоровья всегда предпочтут то место, где можно ознакомиться со всем новым, чем собирать по всему Интернету подобные товары и информацию». 

Надежда Журавлева
0
Реклама на New Retail. Медиакит