0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

СССР - родина хипстеров и абстракционизма

СССР - родина хипстеров и абстракционизма
60-е – расцвет движения стиляг. Эти молодые люди совершенно не вписывались в существующую идеологию того, со стилягами идеологически боролись, порицали, всячески пытались «вернуть» их в общество.

Нынешним аналогом стиляг могли бы быть хипстеры. Но если сейчас на хипстерах зарабатывает розничная торговля, создавая для свои коллекции одежды, то тогда ситуация была иной: чтобы соответствовать образу стиляги, нужно было проявить немалую смекалку, иметь довольно много денег, чтобы при дефицитной экономике найти нужную одежду. И, конечно, надо было быть довольно смелыми ребятами, чтобы противостоять общественному мнению.

Продолжаем листать подборку журнала "Крокодил" за 1963 год и смотрим, как общественное порицание выглядело в преломлении сатиры и юмора.

krok1.jpg
1963, № 36, с. 15

В сознании общества формировался образ стиляги как человека аморального даже по отношению к свои родителям.

krok4.jpg
1963, №7, с.11

Стиляга – ещё и тунеядец.

5.JPG
1963, №9, обложка

- Меня беспокоит мой сын,- пожаловалась женщина психиатру.- Целый день от только тем и занимается, что лепит куличики из песка, и делает вид, будто ест их.
- Ничего страшного,- успокоил врач,- это -вполне нормальное поведение для ребенка.
- Да, но оно не нравится ни мне, ни его жене. (Из рубрики «Просто анекдот»)

Вопрос распределения из столичных вузов беспокоил тогдашнюю молодежь очень сильно. Кстати, сейчас распределение в институтах хотят ввести снова.

6.jpg
1963,№ 10, с. 5

Все вожди советского союза придавали огромное значение контролю культуры, искусства, кино и литературы. Хрущёв тоже активно вмешивался в дела культуры и зашёл на то поле, где ему явно не хватало знаний и компетенций - он активно критиковал авангардное искусство.

krok2.jpg
1963, №4, с. 9

В то время единственно правильным и верным было учение Ленина и Маркса, а в искусстве – только классическое направление, но жизнь оказалась богаче.

10.jpg
1963, №15, с. 10

- Мадам, вы так пристально всматриваетесь в эту абстракционистскую картину! Вы нашли ее интересной?
- Понимаете ли, месье, мне до сих пор много раз приходилось чувствовать головную боль. Но видеть ее мне не приходилось. Теперь я ее вижу. (Рубрика «Просто анекдот»)

Эту смелую фотографию и журнала «Крокодил» сложно комментировать, даже сейчас она смотрится как-то «вызывающе».

7.jpg
1963, №10, с.7

Разговор между Чарли Чаплином и Альбертом Эйнштейном.
Эйнштейн:  Меня особенно восхищает интернациональный характер вашего искусства. Весь мир восхищается вами, потому что все понимают вас.
Чаплин: Ваша слава еще более необычна. Весь мир восхищается вами, хотя никто вас не понимает. (Рубрика «Просто анекдот»)

Хрущёв активно боролся с авангардизмом, особенно активно он критиковал скульптора Эрнеста Неизвестного, чьи работы резко контрастировали с классической школой. Видимо, на нижеследующей картикатуре под фамилией «Д. Несусветный» подразумевался Э. Неизвестный. Но, как известно, история расставила всё на свои места. После смерти Хрущева его семья к именно к гонимому скульптуру обратилась за тем, чтобы он сделал надгробие на могиле почившего генсека.

krok3.jpg
1963, №5, с.4

Мы ценим поэтов, которые ищут, но предпочитаем тех, которые находят. (Рубрика «Отрывки из ненаписанного»)

По прошествии времени, многим жизнь в Советском союзе рисуется исключительно в черных тонах, но, не смотря на негативное отношение к авангардному искусству власти, выставки проводились и не были уж такой редкостью.

8.jpg
1963, №10, с.9

Выставка, устроенная стекольным заводом, называлась «Наше время и стекло». (Рубрика «Узелки на память»)

Именно во времена Хрущева стали появляться фильмы, ненагруженные тяжёлым идеологическим контекстом. Это картины, которые мы по-прежнему любим - «Я шагаю по Москве», трогательная и нежная «Весна на Заречной улице», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и многие другие, но тогдашнее руководство желало видеть больше идеологии в таких фильмах.

9.jpg
1963, № 11, обложка

Впрочем, не только авангардизм подвергался нападкам со стороны карикатуристов и сатириков. Высмеивание пустословия, графомании, глупости, необразованности – все это часто встречалось на страницах журнала.

Потерянные читатели
Нью-Йорк. Американская миллиардерша Барбара Хаттон велела скупить на рынках Марокко шкуры обезьян и змей, чтобы сделать из них переплеты для сборника написанных ею стихов.
Бедная миллиардерша не подумала, что тем самым она лишила себя единственных читателей. (Рубрика «Крокодильский телеграф»)

- Подумай только, какой ужас! Вчера мой трехлетний сын бросил в печку 50 страниц рукописи моего нового романа!
- Как, разве он уже читает?  (Рубрика «Просто анекдот»)

Молодой поэт думал, что колебания его души отмечают все сейсмографы мира. (Рубрика «Узелки на память»)

Литературная дама в мемуаровом платье. (Рубрика «Отрывки из ненаписанного»)

Поверхностный острослов, мастер неглубокого каламбурения.  (Рубрика «Отрывки из ненаписанного»)

Самый короткий рассказ, которому была присуждена премия на конкурсе:
«Он: Ты согласна выйти за меня замуж?
Она: Никогда!
И они продолжали счастливо жить вместе.»

«Такие романы Горького, как «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Братья Карамазовы», имеют такое влияние на мировую литературу, какое имеют произведения Пушкина, Гоголя, Толстого». (Из газеты «Кабардино-Балкарская правда», рубрика «Нарочно не придумаешь»).

Эстрадное
- Что такое современный конферансье?
- Скучный молодой человек пожилых лет. (Рубрика «Миниатюры почти с натуры»)

Точная информация
Нью-Йорк. Однажды сюда приехал архиепископ кентерберийский. Один из корреспондентов спросил  у него:
-Что вы думаете о нью-йоркских ночных клубах?
Озадаченный вопросом архиепископ ответил вопросом на вопрос:
- А разве в Нью-Йорке есть ночные клубы?
На следующий день беседа со святым отцом была опубликована под огромным заголовком: «Первый вопрос архиепископа: ЕСТЬ ЛИ В НЬЮ-ЙОРКЕ НОЧНЫЕ КЛУБЫ?» («Телеграфное Агентство Крокодила»)

Газетная оперативность
Я написала фельетон о модницах и сдала его в редакцию. На днях получила ответ: «Ваш фельетон устарел».
Пока он лежал в редакционном портфеле, моды переменились. (Рубрика «Миниатюры почти с натуры»)

Кстати, тема моды, вернее, барышень, полностью подчинивших ей свою жизнь, этаких «Эллочек-людоедок» поднималась в «Крокодиле» нередко.

Вот, например - тема старая, но всегда актуальная, только сейчас, наверное, это будет не телефонный разговор, а общение в социальной сети.

11.jpg
1963, №20, с. 14

- Питеру не нравится мое платье, и я не знаю, что делать.
- Что ж тут особенного?
- Не знаю,  что менять: платье или Питера.

Меркантильность чувств во все времена были благодатной почвой для юмора, в нынешнее время гоняются за миллионерами, а тогда судя по виду трофеев» за начальниками овощных баз.

12.jpg
1963, №2, с.10


Антон Белый
время публикации: 14:15  29 декабря 2014 года
0

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
BBI Келли