Стоит ли покупать подержанную машину в кризис: 5 дельных советов
время публикации: 12:00 14 мая 2015 года
О всех плюсах покупки новых автомобилей мы подробно и достаточно честно рассказывали раньше. Теперь очередь поговорить о поддержанных. Еще в прошлой статье мы аккуратно подвели к мысли, что единственное достоинство последних – это стоимость.
Как ни крути, но после эксплуатации, особенно длительной, все вещи становятся дешевле. Сейчас даже в детсаду расскажут, что сразу на выезде из салона ваша «четырехколесная лялечка» обесценилась на 25%, а что уж говорить о 3-летней машине. Логично предположить, что во время кризиса, когда денег почти у всех становится меньше, именно этот фактор будет ключевым.
Все еще помнят ситуацию в девяностых, когда большинство россиян просто не имело возможности приобрести автомобиль прямо с завода. И совсем не потому, что компании с большой неохотой развивали свою дилерскую сеть. У людей не было денег даже на устаревшие модели АвтоВАЗа, что уж говорить об иномарках. Именно тогда из Европы и Японии в страну везли целые караваны поддержанных и иногда даже совсем уж «ветхих» машин. Аксакалы рынка помнят этот чрезвычайно выгодный бизнес, когда за копейки на свалках покупались черные «бумеры», перегонялись и продавались новым русским в двукратной накруткой. Что же будет происходить сейчас и что можно посоветовать потенциальным покупателям?
Бума не будет
Важный факт: предложение машин с пробегом практически не изменилось. Эксперты в таком развитии событий обвиняют укрепление рубля. Цены, которые выросли в прошлом году на фоне резкой его девальвации, сейчас застыли в нерешительности. В результате многие ждут, когда продавцы учтут усиление нацвалюты и уменьшат свои запросы. Автолюбители, скорее всего, окажутся даже в выигрыше. Если все затянется, цены начнут падать исключительно под давлением большого предложения. Но пока же цены только росли. Так в апреле появилась статистика, согласно которой за год они поднялись на 28%.
Совет первый. Итак, цены будут падать. Факторов два: укрепление рубля и падение спроса при сохранение достаточно больших объемов предложения. Потенциальным покупателям стоит немного подождать, хотя бы до лета.
Госрегулирование и другие чудеса
Предположения о ценах и объемах рынка могут оказаться бессмысленными. К сожалению, у законодателей и некоторых его участников периодически возникают «светлые идеи», как решить те или иные проблемы за счет поддержанных авто. Понять их можно. С точки зрения экономики – продажа новых машин намного выгоднее: она создает рабочие места, поднимает макроэкономические показатели и дает стране больше налогов. Поэтому регулярно возникает тема о вводе какого-либо запрета. В прошлом году, например, рынок вздрогнул, когда в СМИ начали активно муссировать идею о запрете импорта автомобилей и прежде всего с пробегом. Это было похоже на зондаж почвы в связи с началом войны санкций. Тогда, несмотря на довольно радостную реакцию блогосферы, импорт пощадили, и на запрете сельхозпродукции все закончилось. Но расслабляться не надо. В апреле уже этого года автодилеры озвучили прекрасный план по повышению реализации поддержанных авто у себя в салонах. Для этого надо всего лишь ограничить право частников продавать машины: разрешили только две в год. Как все это может повлиять на цены, можно только гадать.
Совет второй. Судя по всему, правительство влезать на рынок поддержанных авто не хочет, но вряд ли кто-то рискнет поручиться, что этого не произойдет в будущем. Поэтому, как говорится, следите за прессой и все же не затягивайте с покупкой. Чем дольше будет длиться кризис в автопроме, тем больше вероятность появления запретов.
Покупай отечественное!
Ничто так не способствовало поднятию авторитета отечественного автопрома, как девальвация рубля. Lada все еще самая популярная марка не только среди новых, но и среди легковых машин с пробегом. Объемы продаж, к сожалению, упали: поддержанных – на 22,7% (458,9 тыс.), новых – 34,3% (74,8 тыс.). Однако, по сравнению с ближайшими преследователями, темпы падения все же не такие высокие, даже немного ниже, чем в целом по рынку. Главная причина успеха – низкие цены на российские автомобили, тем более на поддержанные. Вряд ли структура продаж сильно поменяется в ближайшее время. Но если кризис затянется, то река поддержанных иномарок может несколько обмелеть, их начнет вытеснять Lada и те модели, что собираются в России. А значит, выбор станет похуже, а цены повыше.
Совет третий. Если вы изначально нацелились на недорогую отечественную модель, то проблем ожидать не стоит. Lada остается главным автомобилем в России. Купить их будет проще всего. А вот если вы прицениваетесь к иномарке, особенно если она иноземной сборки, то перед вами стоит дилемма: купить ее сейчас, но переплатить, или подождать, пока цены в целом на рынке начнут падать, но предложение именно этой модели может уменьшиться. Правда, и рынок может скорректировать дефицит увеличением стоимости. В общем, лотерея.
Затоваренность
Затоваренность – обычное явление для кризиса. На автомобильном рынке это в частности приводит к большому предложению машин прошлых лет. Нет ничего необычного в том, что у некоторых концернов еще остались машины прошлого года, гораздо печальнее, что можно найти новый авто даже 2013 года. Покупать их не очень выгодно: при дальнейшей продаже не будет иметь значение, что ее приобрели в 2015 году, оцениваться она будет по году выпуска. Поэтому производители делают хорошие скидки. Например, модели Peugeot прошлого можно купить на 30-350 тыс. рублей дешевле, а китайская Brilliance объявила о скидках в 40-50 тысяч. Все это тоже окажет определенное влияние и на сегмент поддержанных авто, но пока не очень существенное. Все же Россия – это не единственный рынок сбыта для мировых лидеров автопрома.
Совет четвертый. Автомобили прошлых лет – это неплохая альтернатива машин с пробегом. Особенно, когда рынок перегрет и производители предлагают хорошие скидки. Но надо сразу предупредить: поддержанные все равно обойдутся дешевле.
Мошенников все больше
Говорить о проблеме мошенничества при покупке поддержанного авто можно бесконечно. Тема неисчерпаемая, так как на вторичном авторынке аферисты просто процветают. Создается впечатление, что правоохранительные органы с ними предпочитают не связываться, а законодатели – слишком увлечены другими вопросами. Единственный приятный подарок автолюбителям – это появление реестра залогового имущества, а точнее «реестра регистрации уведомлений о залоге движимого имущества». Теперь появилась хоть какая-то возможность проверить, не окажетесь ли вы должны банку, покупая давно желанный Nissan Juke.
Не очень понятно, почему руки до него дошли только сейчас, после 23 трех лет капитализма, но предлагаем радоваться и этому. Теперь перед покупкой с рук можно и, самое главное, нужно пойти к нотариусу и узнать, не внес ли потенциальную покупку в реестр какой-нибудь банк. Если вы этого не сделаете, никакие оправдания не спасут. Но и это не поможет защититься от других афер: техпаспорт могут подделать, перебить сами номера, кредитную машину привезти из-за границы, да и просто исчезнуть с предоплатой. К сожалению, покупатель по-прежнему может надеяться только на свою осторожность.
Совет пятый и самый простой. Мы еще вернемся к этой теме и подробно расскажем, что делать, чтобы не пострадать от мошенников. А пока запомните главное: не стесняйтесь все проверять, внимательно изучайте документы и никому не доверяйте.Читайте также: Почему стоит покупать новую машину: 7 веских причин за и 1 против
Исследование рынка: как автовладельцы оценивают экономическую ситуацию в стране
Стоит ли покупать подержанную машину в кризис, разобрался Максим Усачев
0