0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Франчайзинг или индивидуальный стиль: как сделать правильный выбор

Франчайзинг или индивидуальный стиль: как сделать правильный выбор
Самым важным аспектом успешности любого предприятия торговли является нахождение «своей ниши». Такого положения, когда на рынке конкурентов практически нет, либо они находятся далеко, то есть не рядом с вами.
Может быть, ваши покупатели обожают персонал за вежливость и обходительность и готовы идти к вам только поэтому. «Своя ниша» - это ваша уникальная особенность, то, чего нет ни у кого больше и, благодаря чему, вы можете получать дополнительную прибыль. 

Конечно, в этом контексте, местоположение магазина играет большую роль, поэтому в дальнейшем мы детально поговорим о том, где стоит строить магазины. 

Кому вы будете продавать?


В зависимости от планируемого к реализации товара возникает и образ покупателя. А потому, целевая аудитория уже должна была сформировать хотя бы в виде образа. Например, если вы планируете открыть магазин, специализирующийся на дорогом качественном вине, вашими покупателями будут его ценители или желающие сделать дорогой (изысканный) подарок. А если вы планируете открыть точку по продаже «живого» пива, то вашими покупателями будут студенты, трудящиеся с близлежащего завода и другие любители пенного напитка. Иногда группы покупателей пересекаются, но такое пересечение для нашего примера не превышает 20%. В зависимости от вашей целевой аудитории, ваших покупателей, будет меняться и концепция магазина. Будут меняться торговые марки, отделочные материалы, торговое оборудование и персонал.

К вопросу «где вы будете продавать?» мы вернемся подробно в ближайшее время. 

своя ниша
Информация о том кому, что и где вы планируете продавать – очень важна. Чтобы лучше оценить вашу концепцию, нужны ответы на все три вопроса. 

Допустим, вам может повести, и вы станете эксклюзивным представителем торговой марки. Тогда ответ на вопрос «Что я буду продавать?» находится сам собой. И исходя из этого, вы найдете своих покупателей, а, найдя их, - и место, где товар будет удобно посмотреть или примерить. 

Бывает, что вам вдруг предлагают помещение в аренду по совершенно смешной цене. И это помещение отлично подходит для магазина. Тогда, после проведения маркетинговых исследований, определения групп населения, проходящих/проезжающих мимо вашего будущего бутика или магазина, подбирается ассортимент. В данном случае первым мы получаем ответ на вопрос «Где я буду продавать?»

Франшиза


Открыть свой магазин сейчас достаточно просто — можно не искать путей и не придумывать концепцию магазина самому, достаточно приобрести франшизу успешного и раскрученного бренда и все проблемы решены. Франчайзер позаботится о том, чтобы у франчайзи все было в порядке с маркетингом, поставками товара и даже дизайном магазина.

своя ниша

Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. (По материалам Википедии)

Давайте разберемся, так ли все просто и действительно ли вас ждут такие радужные перспективы.

Если думать о франчайзинге, то в голову приходят крупные компании, которые имеют достаточно долгую и богатую историю — KFC, McDonalds — основные киты современного фастфуда. Если говорить о розничной торговле — то это и Milavitsa, и OGGI, очень многие ритейлеры делают франшизу выгодной частью своего бизнеса.
Если ввести в любом поисковом сервисе слово «франшиза», то в ответ появится огромное количество «каталогов франшиз».

своя ниша

Понятно, что получает франчайзер, продавая франшизу:

Паушальный взнос (то есть вы должны купить право на то, чтобы торговать под известной маркой)
Роялти (то есть отчисления — каждый месяц, год, которые вы должны выплачивать, чтобы продолжать пользоваться этой маркой)
Гарантированный сбыт своей продукции (то есть, тех товаров, которые он производит — франчайзеры, как правило, ограничивают возможность франчайзи покупать товары из других источников)
Что дает франчайзер?
Маркетинговую и PR поддержку (то есть, когда франчайзер рекламирует свой бренд, он автоматически рекламирует и ваш магазин)
Обучение персонала и других ваших сотрудников, учебные материалы и планы
Юридическая помощь — помощь в составлении договоров
Помощь в поиске помещения для аренды
Помощь в отделке помещений
Поставка торгового оборудования и POS-материалов

Все зависит от индивидуального договора, однако, многие их этих услуг предоставляются формально бесплатно.

Однако, если присмотреться пристальнее — вы покупаете свое право работать на организацию, кроме того, практически ничего не получаете взамен. Если конкретно вы обанкротитесь, то покупатели могут этого даже не заметить, потому что ваше место займет другой франчайзи. Этой точки зрения придерживается Крис Гуиллибеу (Chris Guillebeau) в своей книге The 100$ Startup.

Фактически, за предоставление услуг франчайзером, многие из которых платные, вы должны также расстаться и со своей индивидуальностью, которую могли бы выразить сами разработав концепцию магазина и решив, что и как в нем продавать. С другой стороны, получение франшизы действительно снимает многие вопросы и дает возможность почувствовать себя владельцем бизнеса.

своя ниша

Давайте вместе посмотрим, какие шаги нужно предпринять, чтобы открыть свой магазин по франшизе, а также проведем параллель с тем, какие шаги нужно предпринять в случае открытия своего собственного магазина, под своей вывеской и со своей идеей.


ФраншизаСвой магазин
Решение о франшизе / выбор фрашизыРешение о концепции своего магазина
Регистрация предприятия (ООО, ИП — помощь франчайзера)Регистрация предприятия (ООО, ИП)
Составление и подписание договора по франшизе
Выбор места (помощь от франчайзера)Выбор места
Дизайн помещения (по бренд-буку, предоставляемому франчайзером) — выполняется дизайнером франчайзераДизайн помещения — выполняется нанятым вами дизайнером
Строительные и отделочные работы — выполняются в соответствии со стандартами франчайзераСтроительные и отделочные работы — выполняются выбранной вами компанией в соответствии с вашим индивидумальным дизайном
Комплектация торговым оборудованием и POS-материалами — получаете от франчайзераКомплектация торговым оборудованием и POS-материалами — в соответствии с вашей концепцией и дизайном
Комплектация товаром — в соответствии с распоряжениями и квотами франчайзераКомплектация товаром — в соответствии с вашими решениями
Мерчандайзинг/раскладка товара — в соответствии со стандартами франчайзераМерчандайзинг/раскладка товара — в соответствии с вашей концепцией и предпочтениями
Открытие магазина — добавление в список точек франчайзера, внесение в рекламные материалыОткрытие магазина — собственные PR и реклама


Таблица сильно упрощена, она содержит только основные моменты, по каждому из которых можно написать отдельную статью. Однако, главным плюсом и одновременно сложностью открытия собственного магазина является практически абсолютная ответственность за собственные решения, а также полная свобода самовыражения. Однако, получение дохода как в случае открытия магазина по франшизе, так и в случае открытия магазина зависит от вас и вашего умения вести дела, видеть коммерческую составляющую, а также радовать покупателей.

Знаниями делился Денис Петроченков, 
эксперт по магазиностроению

время публикации: 16:01  25 марта 2015 года
0
Теги: магазины , бизнес

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
BBI Араос