0/5

Из офлайна в онлайн: как начать торговать в интернете

Из офлайна в онлайн: как начать торговать в интернете
время публикации: 15:00  30 июня 2015 года
Выходить из офлайна в онлайн — гораздо более легкая задача, чем с нуля открывать интернет-магазин. В процессе работы розничного бизнеса многое уже отлажено, есть поставщики, склад, клиенты, продумана логистика. Открывая интернет-магазин, вы выходите на новый уровень развития бизнеса. Именно так и стоит воспринимать этот шаг.
Сфера интернет-торговли сейчас очень интенсивно развивается. Аналитики Data Insight утверждают, что в 2014 году в России торговля через интернет физическими товарами выросла на 35%. Остается только научиться работать в онлайне! Рассмотрим процессы, с которыми вы почти не сталкивались в традиционной рознице, и заострим внимание на том, где можно по незнанию ошибиться.

Сайт

Для интернет-магазина качественный сайт — это все. Желающим его создать очень повезло: конструкторов (для непрофессионалов в том числе!) сейчас очень много. «Визитка» за 5 минут или полноценный сайт за несколько дней и недорого. Имеет смысл в короткий срок выкатить рабочую версию и постепенно ее «допиливать» — делать более удобной и добавлять новый функционал. Лучше начать торговать сразу, чем 3 месяца делать идеальный сайт.

Depositphotos_51119845_s.jpg

Самый важный показатель в электронной коммерции — это конверсия, процент посетителей сайта, которые оформляют заказы. Поначалу, измеряя конверсию, вы будете пугаться. Если в офлайне одну покупку могут совершать 10-20% посетителей торгового зала, то для интернет-магазина нормальный показатель — единицы процентов. 

Но если конверсия у вашего магазина меньше 1 процента, стоит озадачиться. Скорее всего, сайт плохо работает или покупатель не видит чего-то важного, влияющего на завершение процесса покупки. Обязательными элементами любого сайта должны быть: информация о доставке товара и ее способах, контактный блок с телефонами и вариантами связи и, конечно, корзина, обязательно расположенная в привычном месте — в правом верхнем углу. 


Лидогенерация  

Покупатели в интернете просто так не придут на ваш, пусть даже очень красивый и удобный сайт. Придется разбираться с тем, что такое контекстная реклама, научиться управлять ставками по поисковым запросам. С такой задачей вы, скорее всего, не сталкивались в офлайне. Так что учитесь как можно быстрее: без знаний трудно начать продвигать магазин, или можно — и слить огромное количество денег, не получив желаемые заказы. 

Еще одним каналом лидогенерации является SEO-оптимизация сайта. В кратчайшие сроки этот инструмент не даст результата, но в перспективе нескольких месяцев и лет  это самый дешевый канал продвижения.

Есть еще один перспективный канал — размещение товара в маркетплейсах типа Яндекс.Маркета. Как дополнительный канал привлечения покупателей — вполне подойдет любому интернет-магазину.

Также обратите внимание на относительно новые каналы, такие как Instagram и Twitter. Они сейчас активно развиваются в направлении электронной коммерции. Например, скоро можно будет сделать покупку прямо из аккаунта этих соцсетей.

Если вы торгуете товарами, внешнего вида которых достаточно, чтобы человек принял решение купить, работайте в Instagram. Вы можете постепенно собрать свою аудиторию и устраивать для них акции, распродажи и конкурсы. Также распространенным приемом является покупка постов у инста-блоггеров, имеющих огромную аудиторию — до миллиона фоловеров. Рекламируйтесь, и очень быстро нарастите клиентскую базу. 


Обратите внимание, что у вас есть еще один, причем, почти бесплатный канал продвижения интернет-магазина — ваша розничная точка. Запустите сарафанное радио. Постоянно сообщайте своим офлайновым клиентам о том, что у вас открылся интернет-магазин. Напечатайте купоны и флаеры, разложите по магазину, разместите на  рекламных носителях электронный адрес магазина, название аккаунтов с соцсетях, рекламные призывы. Ваши постоянные клиенты с радостью воспримут возможность онлайн-заказа ваших товаров. 

Обработка заказа

Если в розничном магазине заказы как таковые отсутствуют, то в интернет-торговле обработка заказов — отдельная область, которая требует постоянного контроля. Самое важное здесь — оперативность подтверждения заказа. Если вы вовремя не перезвоните клиенту, найдется более расторопный интернет-магазин.

Для того чтобы иметь возможность оперативно подтвердить заказ, нужно точно знать, сколько товара у вас на складе. Открывая интернет-магазин и уже имея розничный, имеет смысл пользоваться единой учетной системой, которая позволит видеть наличие товара в обоих магазинах, а также будет обмениваться с сайтом такой информацией. Имея общий бэк-офис, вы сможете очень быстро подтверждать заказ и исключите репутационные проблемы — когда заказ уже ожидают, а товара, оказывается, нет, так как его продали в розничном магазине.

Оплата и доставка  

Очень важно, чтобы человек, выбрав товар, мог быстро понять, как можно за него заплатить. Причем нужны варианты, так как наличие/отсутствие выбора также влияет на конверсию. По статистике Data Insight, почти 75% покупателей платят за товар при получении наличными (большинство) или картой через мобильный эквайринг. Остальные 25% предпочитают платить онлайн, и для того чтобы не терять эту аудиторию, вам надо подключить возможность безналичной оплаты — банковскими картами, сервисами онлайн-платежей, виртуальными кошельками. 

Depositphotos_53850657_s.jpg

Что касается доставки, к текущему моменту логистические компании создали все условия для того, чтобы вам сразу начать торговать по всей России. Обычно интернет-магазины пользуются несколькими службами. Например, курьерской службой для доставки по своему городу, дорогой службой для быстрой и качественной доставки и почтой России — для охвата отдаленных и мелких населенных пунктов. Кстати, имейте в виду, что сейчас бесплатная доставка — это, скорее, рекламный ход. На самом деле ее сразу «зашивают» в цену товара. Ведь это недешево.

Не стоит забывать, что ваши условия по доставке — это по сути план по геотаргетированию вашей контекстной рекламы. Обязательно настройте показы объявлений только в тех регионах, куда вы можете сделать доставку. Кстати, конкуренция по запросам в регионах, как правило, ниже, как, соответственно, и цены на рекламу.

Работа с клиентской базой

Если открытие интернет-магазина — это развитие вашего розничного бизнеса, то, наверняка, у вас уже есть какая-то сложившаяся система работы с клиентами, например, программа лояльности, скидочные карты, набор сезонных акций и другие инструменты. 

Как и в офлайне, в интернет-торговле повторные продажи — это важно, так как стоимость привлечения нового клиента гораздо выше, чем затраты на продвижение вашего товара постоянному покупателю. В онлайне у вас есть возможность следить за поведением ваших клиентов: за средним чеком, средней продолжительностью «жизни», динамикой покупок и другими метриками. Все это позволяет планировать маркетинговые активности и бюджет на продвижение, основываясь на реальных данных. Например, вы отследили, что у клиента на этой неделе должен закончиться запас контактных линз — вы направляете ему предложение купить их со скидкой. Есть сегмент клиентов, которые очень редко что-то покупают, но при этом постоянно — вы можете продумать, как увеличить частоту покупок. 

Преимуществом онлайна является возможность в автоматическом режиме собирать контактные данные, например, почтовые адреса пользователей, формировать базу, а потом делать и массовые, и триггерные рассылки предложений. Делайте это регулярно.

Итак, если вы собираетесь открывать интернет-магазин, имея опыт развития розничного, вам очень повезло. Перед вами открываются новые перспективы. Для успешной интернет-торговли есть много удобных инструментов, которые очень быстро помогут вам реализовать задуманное. Потратьте немного времени на изучение облачных сервисов для интернет-магазинов, и уже через несколько дней вы сможете полноценно начать торговать онлайн. 

Аскар Рахимбердиев,
генеральный директор и сооснователь облачного сервиса для управления торговлей МойСклад
0
Реклама на New Retail. Медиакит