7 феерических ошибок маркетинга – какой урок извлечь из фиаско
время публикации: 12:00 10 апреля 2015 года
Маркетинг возник примерно в те же далёкие времена, что и пиво – по крайней мере, он не моложе ведущего свою родословную с 1366 года знаменитого бренда Stella Artois. Оставим за скобками пиво – в современном деловом мире, особенно в сфере интернет-маркетинга, где сейчас возможно продвигать свой бизнес просто с помощью профессионального подкаста, в маркетинге брендов, товаров и сервисов нет ничего сверхъестественного.
Бренды любого масштаба постоянно ищут новые пути продвижения своих товаров. При этом некоторые из них используют бескомпромиссные подходы; пример – компания Smart DNS Proxy, кредо маркетинговой тактики которой гендиректор сформулировал как: «Больше никаких ограничений!» Его команда применяет на корпоративном сайте графику, ведет чат и пишет рекомендации не только для продвижения своего бренда, но и чтобы будоражить любопытство посетителей, увеличивая их вовлечённость.
Разумеется, людям свойственно ошибаться, не так ли? И ушлый торговец учится на своих ошибках, верно? Вот 7 ошибок, которые вогнали бы в краску любого гуру маркетинга.
«Непотопляемый»
В 1911 году «Титаник» позиционировался как «непотопляемый». Должно быть, поднимающиеся на борт пассажиры ощущали исключительную уверенность в благополучном исходе своего путешествия через Атлантику, от Саутгемптона до Нью-Йорка. Владевшая судном компания White Star Line дошла до того, что сэкономила на спасательных жилетах и шлюпках. А чего беспокоиться? В конце концов, они не потребуются. Когда случилось всё, что случилось, инженеры научились укреплять корпус судна, чтобы уменьшить вероятность подобной катастрофы. И ни одна судоходная линия ни разу больше не использовала в своей рекламе слово «непотопляемый».
Нападение на Турцию
В 1915 году Уинстон Черчилль решил, что для окончания Первой мировой войны главный удар необходимо наносить в Турции, что должно принести скорую и окончательную победу. Он продвинул через Военное министерство свой план атаковать южную Турцию через Дарданеллы. Это не сработало, общие потери союзников достигли примерно 78 тысяч. Черчилля отрешили от должности и отправили в окопы на полях Франции. Урок он усвоил. В годы Второй мировой войны Черчилль сумел привлечь Турцию на сторону англичан.
Еда под брендом зубной пасты
Доводилось слышать о расфасованных блюдах под брендом Colgate? Ну, когда-то давным-давно могущественный маркетинговый департамент производителя зубной пасты решил, что очень круто было бы продавать готовые расфасованные блюда с логотипом Colgate на упаковке. Эти продукты пролетели, как фанера над Парижем. Извлечённый из данной ситуации урок: сапожник, знай свои колодки!
Горячие южные головы
Мы не хотим принимать чью-то сторону, но Гражданскую войну в США спровоцировали некоторые горячие головы в Чарльстоне, штат Южная Каролина. Они атаковали Форт Самтер, ошибочно полагая, что такая вылазка заставит новую администрацию Линкольна упасть духом и сдаться. Когда этого не случилось, пропагандисты (а в современном понимании маркетологи) взялись убеждать Юг в том, что у них есть все основания быть уверенными в своей победе, и что рабство – рациональная экономическая политика, к тому же высокоморальная.
Юг по-прежнему подвергается ежегодному вторжению Севера, но интервенты – миролюбивые пенсионеры из Канады, а южане научились выгодно торговать своим солнечным климатом.
Незваный гость
Персонаж-талисман бренда может быть полезной штукой… но не всегда. Когда в сети быстрого питания Burger King обсуждали своего короля в маске, выскакивающего в спальнях и всякое такое, они полагали, что это подстегнёт продажи. Но вот незадача – такой маркетинговый приём отторг людей и навёл на них жути. Классический пример пренебрежения принципом «сперва прощупай почву».
Рано радуетесь
В 1975 году миру явились невероятные качества видеокассет формата Betamax. Они захватили изрядную долю рынка, так что маркетинговый департамент почил на лаврах и практически ничего не делал для дальнейшего совершенствования бренда. В 1976 году была выпущена первая видеокассета формата VHS, который позволял записать на неё вдвое больше информации, чем на Betamax. Результат был предопределён. Никогда, никогда не успокаивайтесь на успехах.
New Coke не пройдет
Апрель 1985 года войдёт в скрижали позора маркетинга как время, когда ничего не подозревающему миру был представлен бренд New Coke. Напиток был более сладким и, по идее, более насыщенным – чтобы сымитировать конкурентную Pepsi.
Фанаты Колы взбунтовались, на протесты вышли десятки тысяч человек, и бренд New Coke постигла участь вымершей маврикийской птицы додо (правильное название дронт), близкого родственника голубей. Всё та же вечная история. Пока что-то не сломалось – не пытайся чинить!
0