0/5

Не пойман – не вор: как крупные ритейлеры торгуют контрафактом

Не пойман – не вор: как крупные ритейлеры торгуют контрафактом
время публикации: 20:20  23 декабря 2013 года

Скандалы с продуктами, от конины до антибиотиков в мороженом, нынче не редкость даже для крупных международных ритейлеров и ресторанов. Проколы эти порой можно понять: производство продуктов – процесс многоступенчатый, не всегда уследишь, кто что подмешал или забыл вымыть. Но оказывается, известный бренд ритейлера не является гарантией и при продаже непищевых продуктов, хотя в этом случае отследить подделку или низкое качество товара гораздо проще. В России этим никого не удивишь, но и за рубежом крупные международные компании регулярно оказываются втянутыми в скандалы с подделками. 

Slon выбрал несколько вопиющих случаев, показывающих, что низкая цена в крупных торговых сетях далеко не всегда является результатом их «более эффективной бизнес-модели», а может иметь такое же простое объяснение, как и у уличных торговцев.

Поддельные сумки Fendi в Wal-Mart

Крупнейшего мирового ритейлера Wal-Mart, который, казалось бы, должен служить образцом законопослушания, неоднократно уличали в торговле подделками известных марок одежды и аксессуаров. В 1999 году сеть выплатила компенсацию $6,4 млн марке Tommy Hilfiger за торговлю контрафактными носками и футболками под брендом последней. Adidas судился с Wal-Mart трижды, в рамках последнего дела «о поддельных кроссовках» производитель требовал через суд компенсацию $300 млн. Стороныдоговорились полюбовно, и конечная сумма выплаты неизвестна.

Но, пожалуй, самым вопиющим случаем стал эпизод 2006 года с сумками Fendi, когда компания впервые цинично посягнула на люксовый товар. Известная своими низкими ценами сеть продавала сумки и кошельки Fendi действительно очень дешево: сумка, которая в бутиках стоила около $900, в Wal-Martпродавалась примерно за $500, кошелек – $200 вместо $380 и т. д. По словам представителей Fendi, прежде чем они прекратили это безобразие, Wal-Mart успел заработать на нем миллионы долларов. Успокоить Fendi удалось неназванной суммой и извинениями, покупателей – отозвав поддельные сумки обратно, но в адрес Wal-Mart все равно, конечно, полилась очередная волна критики. Компанию обвинили в «корпоративном высокомерии» – мол, судебные компенсации по сравнению с ее оборотами такая мелочь, что товар можно и не проверять. Но все-таки с тех пор Wal-Mart в подделках люксовых товаров больше не обвиняли – значит, компенсации были не столь уж символическими.

Китайская проблема Carrefour

Эта история похожа на предыдущую: в 2006 году Louis Vuittonподал в суд на Carrefour, требуя $75 тысяч компенсации за торговлю поддельными сумками под его товарным знаком. Однако было и два отличия: происходило все в Китае, и сумкиCarrefour продавал по $6. То есть если в случае с Wal-Mart потребителя явно вводили в заблуждение, то здесь никаких заблуждений быть не могло – компания делала то же самое, что и множество мелких торговцев на улицах. Однако получила урок: разлагающая местная атмосфера – не повод забываться.

Косметический вопрос

На контрафактной и поддельной косметике регулярно ловят людей на рынках или владельцев мелких магазинов. В прошлом же году на ней поймали крупнейшего ритейлера Австралии, сеть Target. Компания торговала продукцией под одним из крупнейших мировых брендов MAC Cosmetics, принадлежащим Estee Lauder, причем цены у нее были примерно на 40% ниже, чем у официального дистрибьютора – сети Myer and David Jones. Последняя и обратила внимание производителя на непорядок. Estee Lauder, не мешкая, подала в суд, заявив, что товар в Target является поддельным. Targetсвоей вины не признала: компания действительно покупала товар не у официального дистрибьютора, а у поставщиков из США, но утверждала, что он был подлинным. Тем не менее доказать это, предъявив всю цепочку поставок, она не смогла и была вынуждена выплатить производителю $1 млн., а также убрать упоминание бренда из рекламы.

Люксовые собаки

Раньше при покупке изделий из меха многие опасались, что вместо натурального им подсунут искусственный. Сегодня, оказывается, надо бояться обратного, ведь люксовые изделия из искусственного меха могут стоить дороже, чем из натурального. Особенно если натуральным сырьем служит дешевая собачья или кроличья шерсть с китайских звероферм.

Весной Федеральная торговая комиссия США поведала о страшном надувательстве: три компании торговали люксовыми изделиями из бедных зверюшек, выдавая их мех за искусственный. Помимо интернет-магазинов DrJays.com and Revolve Clothing, среди провинившихся оказался один из крупнейших продавцов одежды класса люкс в США – сеть Neiman Marcus (штаб-квартира в Далласе). Компании, правда, отделались предупреждением: все-таки указание неверной информации о происхождении товара не столь уж страшное нарушение. Однако американские власти обещали усилить защиту потребителей от подобного обмана.

Никакой романтики!

Costco, крупнейшая в мире сеть складов самообслуживания клубного типа (в этом формате покупатели ежегодно платят за членство и могут покупать недорого разные товары, от сосисок до люксовой одежды), неоднократно вызывала раздражение участников рынка, выставляя товары по заниженным ценам. Однако цену, по которой в ней продавались кольца Tiffany, заниженной назвать было нельзя: так, например, обручальное платиновое кольцо стоило более $3 тысяч, а кольцо с бриллиантом – около $6400. Для сравнения, Wal-Mart устраивал в свое время вместе с Tiffany акцию, в рамках которой кольца последней продавались всего за несколько сотен долларов. Тем сильнее было разочарование, когда в начале этого годавыяснилось, что продаваемые в Costco Tiffany производятся вовсе не знаменитой ювелирной компанией, а неизвестно кем.Tiffany подала на ритейлера в суд, разбирательство еще идет.

Ваши сникерсы – ненастоящие!

Ну а в мае этого года в продаже подделок обвинили одного из крупнейших ритейлеров Швеции1 – сеть Coop. Компания торговала обувью знаменитого американского производителя Converse (принадлежит Nike), известного своими кедами, а также кедами на танкетке – их еще именуют сникерсами. Этот модный хит компания предлагала своим покупателям всего примерно за $60, в то время как в большинстве магазинов он продавался примерно за $100. Порывшись в документах озадаченная Converse  обнаружила, что никаких кедовшведскому1 ритейлеру вообще не продавала, не говоря уже о предоставлении столь больших скидок. Правда, пока дело решается в суде, Coop продолжает ими торговать, настаивая на том, что обувь приобретена совершенно легально.

Это уже не андеграунд

В завершение еще одна история от Wal-Mart, которая возмутит уже любителей не люксовых сумок, а искусства. В начале декабря этого года в интернет-магазине компании появились плакаты якобы с работами известного андерграундного художника граффити Бэнкси. Около 30 плакатов предлагались по цене от $25 до $869. Но, слава богу, нашлись люди, способные отличить Бэнкси от не-Бэнкси, и Wal-Mart убрал товары из каталога, позже объяснив, что ошибся, доверившись поставщику. Вот такое невежество.

По иронии одна из работ, выдаваемая за Бэнкси, а на самом деле принадлежащая, как выяснилось, уличному художнику Эдди Колла, содержала очень подходящие к случаю слова: «If you want to achieve greatness stop asking for permission» (Хотите достичь величия – перестаньте спрашивать разрешения). Позже Эдди посвятил этому эпизоду другую свою работу, написав: «It’s Only Stealing If You Get Caught» (Не пойман – не вор). Лучше и не скажешь.

Источник: slon.ru

0
Реклама на New Retail. Медиакит