0/5

Почувствуйте розницу

Почувствуйте розницу
время публикации: 15:02  11 декабря 2012 года
Ритейлеры выяснили, в каких регионах выгоднее открывать магазины
Более половины оборота розничной торговли приходится всего на 11 регионов, подсчитали специалисты аналитического агентства INFOLine. В число счастливчиков вошли Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области.

- Эта тенденция прослеживается из года в год, - отмечает Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров компании Knight Frank. - Торговый оборот только в Москве и Московской области за первые десять месяцев 2012 года достиг 3,9 трлн рублей, что составляет почти 23% совокупного показателя по России. Такое распределение объясняется в целом неравномерным развитием регионов, в том числе и в сфере торговли. Кроме того, торговый оборот региона связан с его численностью - столицей каждого из 11 субъектов является город с населением более 1 млн человек (за исключением Краснодарского края).

Наиболее динамичный прирост доли в общем объеме оборота розничной торговли в январе-сентябре 2012 года продемонстрировали Северо-Западный, Сибирский, Приволжский и Уральский федеральные округа, в то время как упал оборот в Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. По итогам января-сентября 2012 года позитивная динамика оборота розничной торговли отмечалась в 70 регионах.

Самым привлекательным регионом с точки зрения открытия новых магазинов, по утверждению аналитиков, является Свердловская область. В регионе крайне низкий уровень конкуренции при высокой операционной эффективности объектов ритейлеров и хороших показателях оборота розничной торговли продовольственными товарами на душу населения. В Свердловской области уже представлены 44 сети из 100 крупнейших ритейлеров России. Также специалисты отмечают среди привлекательных для открытия новых магазинов Самарскую область, Республику Башкортостан и Пермский край. Эти регионы с высоким оборотом розничной торговли пока характеризуются низким уровнем развития ритейла и средним уровнем эффективности действующих игроков.

Аналитики также подсчитали операционную эффективность торговых объектов продуктовых сетей по форматам. Наиболее высокие показатели выручки с кв. м демонстрируют гипермаркеты Московской области и Санкт-Петербурга - около 9,5 тыс. долл. Худший показатель у Иркутской области - 4,3 тыс. долл. с кв. м. Самое эффективное развитие формата "супермаркет" наблюдается в Московской области, где зафиксирован самый высокий показатель средней выручки с квадратного метра торговой площади супермаркетов - 10,5 тыс. долл. Самый низкий показатель у Кемеровской области, где с метра торговой площади супермаркетов в сети заработали 4,7 тыс. долл. Самый высокий показатель средней выручки с квадратного метра торговой площади "магазинов у дома" в Санкт-Петербурге - почти 11 тыс. долл. А самый низкий у Удмуртской Республики - чуть более 5 тыс. долл.
Самым привлекательным регионом с точки зрения открытия новых магазинов является Свердловская область. Там крайне низкий уровень конкуренции при высокой операционной эффективности объектов ритейлеров и хороших показателях оборота розничной торговли продовольственными товарами на душу населения

"Рынок торговли и в том числе сектор FMCG в разных регионах развивается по своему сценарию, обусловленному целым набором факторов. Так, в Москве, испытывающей дефицит магазинов шаговой доступности, наиболее перспективным представляется его дальнейшее развитие именно в этом формате, - считает Юлия Соколова. - Огромные очереди в гипермаркетах по выходным также свидетельствуют об их недостатке. В Москве гипермаркеты занимают в основном площади в торговых центрах, тогда как отдельно стоящих магазинов не так много. Между тем такой формат хорошо развит в Санкт-Петербурге, где как российские, так и зарубежные операторы открывают крупные гипермаркеты в черте города".

Правда, для двух столиц, в связи с новой градостроительной политикой, возможности для развития формата "гипермаркет" затруднены, полагает Инна Лола, научный сотрудник Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ: "Это очевидно: нет свободных земельных участков подходящей площади, а если есть, то они безумно дорогие, к тому же существуют серьезные транспортные проблемы - пробки. Жителям ЦАО в основном остаются недешевые универсамы и киоски, вопрос о сносе которых уже решен. В любом случае, перспективы развития того или иного формата зависят от простых истин: уровень цен; ассортимент; удобное месторасположение; и главное - востребованность и посещаемость. Любой, даже самый модный и востребованный формат магазина обречен, если не будет плотного потока покупателей, обеспечивающего необходимую прибыль и рентабельность".

По мнению генерального директора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, наиболее перспективен для развития региональными игроками рынка формат супермаркетов. "Это та ахиллесова пята федеральных сетей, которую могут использовать региональные ритейлеры, - полагает эксперт. - Очевидно, что большинство существующих дискаунтеров, те магазины у дома, которые представлены сегодня, не удовлетворяют потребителя ни качеством, ни ассортиментом. Российские потребители ходят в эти магазины, но не получают от этого удовольствия, и, более того, уровень лояльности к большинству сетевых дискаунтеров даже не нулевой - он отрицательный. При этом, как ни парадоксально, рынок супермаркетов не заполнен".

Аналитики также обращают внимание на ужесточение конкуренции в FMCG ритейле. Они подчеркивают, что роста рынка на уровне 15-20% не предвидится. По прогнозам агентства, в ближайшем будущем этот показатель будет составлять в лучшем случае 5-6%.
0
Реклама на New Retail. Медиакит