0/5

Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Непаханный Сугрут

Непаханный Сугрут
Благодаря нефтяникам средний уровень сургутских зарплат выгодно смотрится в общероссийской статистике. Высокие доходы и покупательская способность привлекают представителей самого разного бизнеса. И если еще несколько лет назад это были в основном частники и предприниматели средней руки, то теперь Сургут стал интересен и крупным инвесторам. В город приходят федеральные сети и транснациональные компании.
Уже совсем скоро в городе откроются сразу два торгово-развлекательных центра, которые будут самыми крупными в округе. В одном только «Сити Молле» разместятся около 200 бутиков и магазинов, представляющие лучшие российские и зарубежные бренды. А кроме того — несколько ресторанов и самый современный в мире кинотеатр IMAX.
Сургутяне давно ждали появления в городе такого центра, где будут не только товары, но и обслуживание будет соответствовать европейскому уровню. На это же рассчитывают и предприниматели, открывающие свои торговые точки. Но вот парадокс — сургутяне, готовые платить любые деньги за фирменные товары оказались не готовы к тому, чтобы их продавать. Новые торговые центры с трудом набирают персонал. Почему горожане неохотно идут в сферу услуг?
В стенах будущего крупнейшего торгово-развлекательного центра округа работа идет полным ходом. Строители практически закончили отделку центрального атриума, во всю обживаются арендаторы. Торжественное открытие произойдет через полтора месяца — 17 ноября. Ну кто из сургутян не мечтает попасть в новый торговый центр? Ну конечно же, походить вдоль витрин, что-нибудь купить, присмотреть. Только сейчас стоит другой вопрос — а кто встанет по ту сторону витрин?
Всего центру требуется 4 тысячи сотрудников. Это и менеджеры различных уровней и обслуживающий персонал. Львиная доля вакансий отводится кассирам и продавцам-консультантам, именно с ними-то и проблема. Искать желающих работать приходится не только в Сургуте, но и в окрестностях, например, в Нефтеюганске. «Привлекаем квалифицированных специалистов из других городов на временную работу, проводим обучение людей на местах, тех, которые есть в городе. На данный момент Сургут может обеспечить только 60% необходимого количества персонала», — сообщил директор торгово-развлекательного центра Михаил Сафонов.
Казалось бы приходят известные международные бренды, которые мы могли видеть либо в столичных городах, либо только за границей. К тому же появляется возможность не только покупать у них, но и работать вместе с ними. Но, как оказалось, стать частью такой команды и представлять компанию с мировым именем в Сургуте мало кто готов. «Сложилась интересная ситуация: мы хотим, чтобы нас хорошо и красиво обслуживали, мы хотим деток водить в детский садик, мы хотим вкусно питаться в приятной обстановке, но работать там никто не хочет, а кто тогда обеспечит нам то, что мы хотим?», — удивляется директор Сургутского центра занятости населения Ирина Мочалова.
В центре занятости предлагают переобучение на специальность «продавец», правда желающих пока всего 2 человека. Эту профессию многие соискатели даже не рассматривают всерьез. «Считается, что продавец пришел на работу, его одели в форму, повесили бейджик, объяснили, сколько колбаса стоит — положи ее на весы, нажми кнопку — вылезет чек, но это представление дилетанта. Мы хотим обучить человека хоть на полгода-год, но обучать должен профессионал и человек после обучения должен работать профессионально, но отсутствие профессионализма это беда современной России: много эффективных менеджеров, но нет профессионалов», — поделился мнением депутат думы Сургута Евгений Дьячков.
Стереотипы о профессии продавца сломать сложно. Поэтому работодатели предпочитают набирать молодежь. Молодых проще обучить современным европейским стандартам обслуживания. «Проще взять девочек без опыта работы и обучить их под свои требования, продавец-консультант должен много знать об этой торговой марке: когда она образовалась, где ее истоки, все тенденции размерного ряда, цветовой гаммы, особенностей фигуры покупателей. Эти знания необходимы для эффективной работы с покупателями», — пояснила управляющая магазином «МЕХХ» в Сургуте Елена Агафонова.
Правда через год-два студенты, получив диплом, обычно уходят искать работу по специальности. Приходится заново набирать и обучать работников. Не удается заполнить сферу услуг полностью местными кадрами, поэтому приходится привлекать из других регионов, отмечает Ирина Мочалова. Для арендаторов это дополнительные расходы: организация проживания приезжих сотрудников, оплата командировочных расходов, но они видят перспективу развития города и перспективу развития своего бизнеса в городе, ведь уровень заработных плат в Сургуте намного выше чем по всей России. Поэтому арендаторы делают эти инвестиции, они готовы к затратам для того, чтобы здесь организовать качественный процесс торговли», — подчеркнул Михаил Сафонов.
Свято место пусто не бывает. Торговые сети уже пришли, вложили деньги, и новые торгово-развлекательные центры откроются в любом случае. И если там не будут работать сургутяне, то эти рабочие места займет кто-то другой. С развитием торговых сетей и превращением Сургута в региональный центр логистики, дефицит кадров в этой отрасли стал еще острее. Тем более, что новые магазины предполагают и новое качество обслуживания. И уже совершенно очевидно, что без привлечения иногородней рабочей силы нам не обойтись. Единственный вопрос: какого качества она будет?
Будут ли это квалифицированные менеджеры или рядовые исполнители без опыта работы? В любом случае массовый приток мигрантов обострит многие городские проблемы. Ведь приезжим специалистам нужно будет где-то жить, водить своих детей в сады и школы. А это неизбежно отразится на стоимости аренды жилья, увеличит и без того огромную очередь в дошкольные учреждения. Одним словом, сделает жизнь уже укоренившихся сургутян еще менее комфортной. Таково мнение экспертов.
«В городе должна действовать такая система: когда на рынок приходят крупные игроки, для них должна четко оговариваться квота для приезжих специалистов. Например, если мне скажут, что для открытия Макдональдса или любого другого известного мирового бренда необходимо привезти 10-20 специалистов, то это, безусловно, нужно, но если говорят, что нам необходимо набрать еще 2-3 сотни обслуживающего персонала — привезти откуда-то, так как он там дешевле, то, наверное, это неправильно. А если речь идет о нескольких тысячах сотрудниках, а скорее всего эти ТЦ потребуют именно такого количества, то потребуется аренда или покупка жилья для них в близлежащих микрорайонах, что неизбежно приведет к переориентации на эту категорию граждан бизнеса недвижимости», — считает депутат думы Сургута Евгений Дьячков.
«Мы создаем качественное здравоохранение, образование, создаем детские площадки и делаем многое другое, но есть поток мигрантов и очереди в детские сады по 18 тысяч детей, плюс переполненные школы, а приезжим детям мы должны обеспечить 100% образование. Даже если они приезжают на полгода, год, а потом уезжают. Это такой серьезный вопрос, который надо понимать и в стратегии развития города учитывать. Если будут приезжать только низкоквалифицированные работники, то мы утратим суть нашего города, а мы в первую очередь должны думать о том, как привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов», — подытожил заместитель главы администрации Сургута Алексей Сафиоллин.

 
время публикации: :  05 октября 2012 года
0
Теги: Сургут, ТРК

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НРР 2018
BBI Голдсмит