0/5

Киноискусство скрытой рекламы

Киноискусство скрытой рекламы
время публикации: 14:00  03 апреля 2015 года
Сегодня французской премии «Сезар» исполняется тридцать девять лет, и это отличный повод поговорить о высоком искусстве, рекламе и их непростых взаимоотношениях. Если к мелькающим в голливудских фильмах значкам брендов мы привыкли, то к подобной практике в отечественном кино пока еще остаемся неравнодушны. Рассмотрим примеры скрытой рекламы в российских фильмах.
Настоящее искусство существует как бы в стороне от рыночных отношений. И появление скрытой рекламы, которую компании все чаще проталкивают в кино, на телевидение и даже в литературу, воспринимается многими чуть ли ни как оскорбление творческого процесса. На самом деле создатели фильмов лишь распределяют бюджеты на product placement, в том числе это касается и крупных проектов – победителей и номинантов известных кинематографических премий. Возьмем для примера российскую «Нику». Все фильмы из подборки стали как минимум номинантами этой престижной премии. С таким же успехом можно препарировать кинематограф любой другой страны, не говоря уже об американском.

Голливуд доказал эффективность скрытой рекламы еще в восьмидесятых и с тех пор увлеченно сотрудничает с брендами. Достаточно вспомнить историю киноленты «Инопланетянин» Стивена Спилберга. В ней дети угостили гостя с другой планеты сладкими конфетами Reese’s Pieces – в результате продажи выросли на 70% почти сразу после премьеры. Однако это не помешало фильму собрать огромное количество наград, в том числе 4 Оскара (плюс еще пять номинаций), и получить французского «Сезара» за лучший иностранный фильм. Среди режиссеров США есть эксцентрики, вроде Тарантино, которые отвергают саму идею использования их творчества для продвижения какого-то товара или торговой марки. Но практика размещения брендов в кино успешно продолжается. Отрицательное отношение российской публики к такой рекламе, вплоть до предложения законодательно запретить, – это скорее результат неумелого ее использования.

«Дирижер»

Вряд ли product placement помог фильму «Дирижер» (режиссер Павел Лунгин) заработать много денег, наверняка создатели и не ставили такой цели. Скорее всего, перед нами пример бартера: отель дал возможность провести в нем съемки, а взамен его показали во всей красе и сделали несколько кадров с вывеской. В принципе, справедливо: примерно четвертая часть всех сцен снималась именно в нем. В начале фильма тридцать секунд нам показывают его «в полный рост», чтобы никто не перепутал, а затем, уже в самом конце, после всех тяжелых моментов, – две небольшие сцены с названием. 

hiddenad12.jpg

Кстати, обратите внимание на автобус с надписью «Hawaii Tours». Последние три минуты героя и его хор везут в аэропорт именно на нем. В начале же из аэропорта он добирался на такси и весь фильм, наполненный кладбищами, покаяниями, терактами и попытками разобраться в самом себе, не изменял ему. В автобус он пересаживается только в конце, когда все захватывающие сцены уже позади. Судя по всему, тут что-то не чисто. У фильма две номинации «Ники-2013»: главная и за лучшую роль второго плана.

«Я тоже хочу»

У фильма «Я тоже хочу» Балабанова была только одна номинация – «За лучшую режиссерскую работу», главная же награда досталась «Фаусту» Сокурова. Но зрители и так знают, что у этого режиссера провальных проектов не было. Судя по всему, компании-рекламодатели тоже. В одной из первых сцен мы видим бар, где логотип Guinnesse расположен буквально на каждом предмете.

hiddenad10.jpg

Потом, конечно же, надо посетить баню. Вход ее снят в таком удачном ракурсе, что можно разглядеть и расписание, и номер телефона. Не забыли показать и интерьеры. Кажется, что ОАО «Имбирь» – это не такая уж громкая торговая марка, обычная баня советского типа на Васильевском острове. Но как тогда объяснить этот кадр?

hiddenad9.jpg

Внутри бани тоже не обошлось без пива, на этот раз уже «Невское». Дальше уже пили водку. 

hiddenad8.png

К своему счастью по зимним российским дорогам герои спешат на японском внедорожнике. Для усиления эффекта кадры с Toyota Land Cruiser сменяются показом обнаженного женского тела. Обнаженку мы не размещаем по цензурным соображениям, да и девушку жалко: забег по сугробам заставил дрогнуть даже наши черствые сердца.

hiddenad7.jpg

Есть мнение, что все это просто результат некоторой ограниченности бюджета. С другой стороны, всего показанного в фильме достаточно, чтобы как раз набрать деньги для съемок. 

«Духless»

Честно говоря, от «Духlessа» вряд ли кто-то ожидал аскезы по части скрытой рекламы. Собственно, он бы и в статью эту не попал, если бы не номинация Данилы Козловского на лучшую мужскую роль. Уже с первых минут корпоративный дух зашипел игристым Martini. 

hiddenad6.jpg

Потом, особенно не скрываясь и не таясь, засветили целую стену спонсоров. Тут стало понятно, что из рекламодателей выжмут все.

hiddenad5.jpg

Вот стремительно пронеслась BMW шестой серии… Наверное, если собрать все моменты, когда этот автомобиль появлялся, важно проплывал и просто гордо стоял рядом, можно снять отдельный рекламный ролик минут на семь. Одним только BMW не обошлось. В фильме буквально не было ни минуты, где внимательный зритель не обнаружил бы закладок.

hiddenad4.jpg

В некоторых сценах бренды окружают со всех сторон: стоит только отвлечься от актера в центре, как справа нападает Apple, слева – Starbucks, и хочется верить, что хотя бы NBA наверху – простое совпадение. И это всего лишь двенадцатая минута фильма.

«Майор» 

После «Бумера» самой популярной маркой автомобиля для российского кинематографа стала BMW. Поэтому ничего удивительного, что в фильме «Майор» Юрия Быкова он появляется с первых кадров. Тут тебе и драма, и криминал. Все совпало. Только на этот раз бескрайние просторы главный герой пересекает на внедорожнике. 

hiddenad3.jpg

Хотя в этот раз машину могли выбрать и для антуража. Дальше в фильме бренды практически не мелькали, и это правильно: слишком уж безрадостная атмосфера в киноленте. 

«Метро»

Отечественный фильм-катастрофа получил не только хорошие отзывы критиков, неплохие сборы, две номинации и одну награду («Нику» за лучшую операторскую работу), но и лучших рекламодателей. Никаких бань и отелей, только айфоны, дорогие автомобили и аксессуары. Развернуться по-настоящему немного мешал сюжет-катастрофа. Показать все преимущества четвертого iPhone в медленно затопляемых подземельях сложно, там и связи-то нет. Поэтому решили брать количеством.

hiddenad.jpg

Всего чудо американо-китайских мобильных технологий мелькало на экране не меньше пяти раз. Столько же появлялась и эмблема Apple. Это не рекорд: и в мире, и в отечественной практике случались и более впечатляющие результаты.

hiddenad0.jpg

Огорчает то, что некоторые сцены введены специально для демонстрации бренда, без какой бы то ни было смысловой нагрузки. В результате реклама получилась не совсем скрытой.

Что в итоге?

Скрытая реклама чаще все же встречается в коммерческих фильмах. Кинематограф «не для всех» – не самая уютная среда для product placement. Дело не в элитарности самой по себе, в России основным барьером становится содержание киноленты. Слишком уж много там безнадеги, безрадостного быта и смертельного исхода. Приличному бренду просто страшно появляться в таком окружении. Хотя некоторые и рискуют, вспоминая творчество Балабанова. Но как только сценарист с режиссером дают компаниям шанс, они тут же готовы сделать предложение.

Примеры скрытой рекламы в российских фильмах искал Максим Усачев

0
Реклама на New Retail. Медиакит