Впервые с третьего квартала 2014 года потребительские настроения россиян улучшились. Об этом свидетельствуют данные международной исследовательской компании Nielsen, на которые ссылаются«Известия».
В отчете указано, что во втором квартале 2015 года индекс потребительского доверия граждан вырос до 78 пунктов. Россияне стали чувствовать себя увереннее и стали тратить больше денег на покупки после долгих месяцев экономии.
Гендиректор Nielsen в России Илона Лепп отметила, что здесь свою роль сыграли «общая стабилизация на валютном рынке, и замедляющийся рост цен, и факт того, что за последние месяцы покупатели адаптировались, привыкли к новому уровню цен». На сегодня только 12% вместо прежних 19% переживают из-за состояния российской экономики.
Данные опроса показали, что 68% россиян сократили траты. В первом квартале таких был на 1% больше. Как пишет издание, на 4% снизилось число тех, кто экономит на курении (17% против 13%), на 5 пунктов — тех, кто откладывает обновление техники и электроники (43% против 38%), на 6% - тех, кто откладывает на дешевые бренды алкоголя (30% против 24%). При этом больше всего россияне экономили на новой одежде. За данный пункт проголосовали 50% опрошенных.
Как отметил научный сотрудник факультета психологии МГУ Андрей Онучин, который исследует психологический климат на крупных российских предприятиях, «для понимания активности потребителя очень важен социальный и психологический климат, в котором находится человек. Человек начинает рационально сокращать потребление, когда он сам обозначает ситуацию как кризис. В данный момент мы наблюдаем вялотекущую ситуацию. Нет кризиса, который бы привел к массовым сокращениям и росту безработицы. Есть постепенное снижение уровня жизни, предприятия сокращают свои стратегические планы. Снижение потребительской активности наблюдалось в момент, когда резко упал рубль в отношении доллара и возникали апокалиптические сценарии разрушения банковской системы. Этого не произошло, и постепенно люди возвращаются к обыденному ритму экономической деятельности и стандартным моделям поведения».