Ввод новых ТЦ в регионах падает примерно с 2014 года, когда было введено 1,88 млн кв. м
В этом году в российских регионах могут ввести рекордно низкий за последние десять лет объем торговых площадей – всего 698 тыс. кв. м. Такие цифры содержатся в исследовании компании «Магазин магазинов», на которое ссылается «Коммерсантъ».
Похожие данные приводит аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова, которая отметила, что в регионах России в этом году будет введено 700 тыс. кв. м торговой недвижимости, что на 14,8% меньше предыдущего антирекорда, зафиксированного в 2009 году (822,24 тыс. кв. м). В CBRE общую площадь, пригодную к аренде (показатель GLA) и заявленную к вводу в 2017 году, оценивают в 542 тыс. кв. м, это на 37% меньше уровня прошлого года.
В исследовании «Магазина магазинов» подчеркивается, что ввод новых ТЦ в регионах падает примерно с 2014 года, когда было введено 1,88 млн кв. м. На следующий год этот показатель резко упал на 45%, в 2016-м – на 12,2%. В этом году падение может продолжиться, так как причин для стабилизации рынка эксперты пока не видят.
Отмечается, что девелоперы уходят из регионов из-за снижения активности покупателей и ритейлеров. «Ритейлеры массово корректируют планы по развитию, сокращая площади и количество магазинов в регионах, спроса на новые помещения просто нет», — комментирует директор департамента консалтинга, аналитики и оценки S. A. Ricci Александр Морозов. Падение интереса розничных сетей к регионам происходит на фоне снижения покупательской активности. По расчетам Watcom, например, в Екатеринбурге посещаемость торгцентров в январе-феврале этого года сократилась на 9,7% относительно аналогичного периода прошлого года, в крупных городах Поволжья — на 5%.