Омниканальность давно стала одним из главных трендов современной торговли. Офлайн-ритейлеры открывают интернет-площадки и наоборот – владельцы онлайн магазинов задумываются об открытии физических магазинов. Эффективность последнего сценария вызывает множество вопросов. Своими аргументами против такой стратегии поделится Глеб Сибирцев, руководитель магазина Buyon.ru.
Омниканальность или продажа товара одновременно по всем каналам сейчас очень модное направление. Чаще при разговоре об омниканальности речь идет о продаже одновременно в обычных оффлайн магазинах и на интернет-площадке. Конечно, есть много плюсов у такого подхода, но есть и много «подводных камней», которые могут быть не видны сразу. Глеб Сибирцев, руководитель магазина Buyon.ru приводит 5 причин против одновременного развития онлайн магазина и оффлайна торговых точек.
1. Высокая стоимость
Кто бы, что не говорил, но оффлайн магазин – это инфраструктура, которая стоит дорого, а в интернете покупатели ожидают увидеть более низкие цены. По нашим оценкам в среднем оффлайн ритейлерам нужно 18-20% маржи для работы компании и магазинов. Для сравнения – онлайн ритейлеры часто могут работать с маржинальностью менее 10%.
2. Повышение цен за счет остатков.
Оффлайн магазины фрагментируют остатки товаров, усложняют и удорожают процесс управления остатками. Это отражается на конечной цене для покупателя. Например, для оффлайн ритейлеров, особенно крупных, нормальная оборачиваемость 60+ дней. В то время как онлайн ритейлеры часто работают с оборачиваемостью 5 дней. Почему это важно для покупателя?
Стоимость денег за поддержание остатков 60 дней для оффлайн ритейлера порядка 3-4% от стоимости товара. Даже если ритейлера кредитует поставщик, то, в конечном итоге, эти расходы поставщика просто добавляются в стоимость товара для ритейлера. Всё это, опять же, ведет к удорожанию товара в оффлайн магазинах для конечного покупателя.
3. Невозможность говорить о широком ассортименте
Ни одна розница никогда не сможет сравниться с крупным онлайн магазином по ассортименту. Для онлайн ритейла это – неоспоримое преимущество. В случае же открытия оффлайн магазинов позиционирование такого ритейлера сразу размоется, т.к. в онлайне покупатель сможет получить более широкий ассортимент, а в оффлайн магазинах лишь довольно ограниченный. Тем самым сразу пропадет ощущение, что у этой компании широкий ассортимент в соответствующей категории товаров.
4. Разрушительная внутренняя конкуренция
Между онлайн и оффлайн отделами. Онлайн и оффлайн живет по разным правилам. Например, обычно для федеральной сети надо 2-3 недели с момента поступления товара на склад для распространения его по всей сети, выкладке на полку, доставке POS материалов в точки. Представим, что ритейлер с онлайн и оффлайн магазинами получил какую-то классную новинку-смартфон. Сразу встает вопрос - запускать её в продажу в онлайн магазине до распространения по всей сети оффлайн магазинов или одновременно? Если одновременно, то онлайн магазин запуститься на 2-3 недели позже, чем мог бы. А если запустить сначала в онлайн магазине, то сразу же разрушается имидж оффлайн магазинов, как некого секонд хэнда, где можно купить только то, что уже давно есть в онлайне. В любом случае одно из направлений страдает. И это только одно из множества подобных противоречий, которые мы наблюдаем в компаниях с онлайн и оффлайн магазинами одновременно.
Омниканальность (присутствие в оффлайн и онлайне) сейчас модная идея. Но, во-первых, занимаясь и оффлайном, и онлайном управленческая команда теряет фокус и не может посвятить всё свое время лучшему пользовательскому опыту в онлайне. Во-вторых, многие из нынешних успешных оффлайн ритейлеров занимаются этим бизнесом более 20 лет. Поэтому не совсем понятно, зачем конкурировать с ними на том же поле. Особенно учитывая, что оффлайн рынок становится с каждым днём всё меньше, а онлайн всё больше.