Россияне не отказываются от покупки подарков в кризис, но переходят на более "скромные" варианты.
По данным исследования компании «Яндекс.Деньги», накануне 8 марта больше всего ожидаемо выросли продажи цветов. В исследовании учитывались продажи в 75 тыс. российских интернет-магазинах, суточный рост числа заказов в период 1–3 марта достигал 400% по сравнению с 26–29 февраля, пишет РБК.
Владелец компании MegaFlowers Сергей Семенов при этом отметил, что было заметно, что российские мужчины стали экономить на цветах. По его словам, средний чек на покупку букета к 8 Марта в его сети в этом году не изменился по сравнению с прошлым годом и составил около 1 тыс. руб. Экономию на цветах подтверждают и другие участники рынка, включая "Флорист.ру", Flower-shop.ru.
Накануне праздников росли продажи и в других категориях. Так, выросли продажи нижнего белья, одного из наиболее популярных подарков к 8 Марта. Вице-президент компании «Розтех» (объединяет сети по продаже нижнего белья «Дикая орхидея», «Бюстье» и «Дефиле») Татьяна Львова отмечает, что в 2016 году темп прироста продаж в натуральном выражении в предпраздничные дни с 5 по 8 марта по всем брендам компании по отношению к периоду 27 февраля — 1 марта был заметно выше, чем в 2015 году. К примеру, рост продаж марки «Бюстье» в этот период составил 127%, тогда как годом ранее продажи выросли только на 71%, марки «Дефиле» — на 123% против 64%. Однако «клиент в 2016 году переориентировался на импортозамещение», добавляет Львова: он все чаще выбирает производимые в России частные марки белья, которые дешевле, чем импортные. С начала года премиальный сегмент в выручке сети «Дикая орхидея» сократился на 10 п.п. в пользу частных марок.
Улучшение ситуации весной 2016 года по отношению к весне 2015-го отмечает и финансовый директор сети по продаже нижнего белья «Милабель» Алексей Прагер: «Покупок стало заметно больше, видимо, накопился отложенный спрос, население адаптировалось к новым ценам, возможно, к нам перешли покупатели из более дорогих сегментов», — рассуждает он.
Оживление наблюдалось и у одного из крупнейших российских обувных ретейлеров «Обувь России» (сети Westfalika, «Пешеход» и другие). По словам заместителя директора по связям с общественностью Натальи Паули, весной 2015 года было падение продаж в натуральном выражении — на 18–20% относительно аналогичного периода годом ранее, хотя в рублях был прирост за счет увеличения цен. Перед 8 Марта в этом году продажи обуви в натуральном выражении выросли на 18%, сумок — на 23%. Особенно сильный рост был отмечен в продажах сопутствующих товаров — до 55% на текстильную продукцию (полотенца, постельное белье, одежда для дома) и до 30% на средства по уходу за телом.
Крупная ювелирная сеть «Адамас» сообщила в релизе, что праздничные продажи и в деньгах, и в штуках остались примерно на уровне 2015 года.