Новости сегодня
Все новости →Компании готовы меняться под давлением налоговой нагрузки и новой модели потребления
время публикации: 15:30 02 августа 2018 года
«Проблема №1», по мнению участников исследования, высокие налоги.
Альфа-Банк завершила массштабное исследование «Пульс малого бизнеса» на основе замеров в июне 2018 года. Аналитики фиксируют ускорение отраслевой трансформации в сегменте малого бизнеса: все большее число компаний готовы менять вид деятельности и бизнес-модель.
В числе основных трендов аналитики отметили рост пессимизма в отношении экономической ситуации и покупательской способности населения. На это влияет планируемое увеличение НДС с 18% до 20%.
«Проблема №1», по мнению участников исследования, высокие налоги. Рост налоговой нагрузки заботит почти половину опрошенных предпринимателей, эта доля растет одновременно с усилением налогового и финансового контроля над предприятиями малого бизнеса и самозанятыми гражданами.
При этом половина предприятий фиксируют снижение прибыли, треть – сокращение числа клиентов.
Почти 60% компаний сообщили о том, что готовы менять бизнес-модель либо вид деятельности, адаптируясь к изменениям потребительского поведения. Также отмечается резкое ухудшение настроений в сфере IT
«В сегменте малого бизнеса происходит серьезная отраслевая трансформация. Часть отраслей уже несколько лет пребывает в стагнации – это грузоперевозки, строительство. Часть сегментов недавно ощутила снижение доходов и начала оценивать свой «запас прочности» и эффективность бизнеса в новых условиях. Это фиксируют наши опросы – растет доля тех, кто готов менять вид деятельности, пересматривать бизнес-модель. Происходит сдвиг из производства товаров, строительства, торговли, особенно оптовой, в сторону сферы услуг. Компании меняются под давлением новых условий», – комментирует руководитель направления маркетинга массового бизнеса Альфа-Банка Ольга Третьякова.
«Новое – это изменение спроса, новая модель потребления sharing economy. Такси – вместо своего автомобиля, доставка еды и других товаров – вместо походов по магазинам, аренда товара – вместо покупки – эта модель потребления начинает проникать все глубже, охватывая все больше сервисов, тесня традиционные форматы торговли. Это стимулирует развитие сферы услуг. И малый бизнес как самый гибкий и быстрый сегмент первым реагирует на этот запрос. Второй фактор идет от государства – это тренд на обеление малого бизнеса, изменение законодательства, усиление налогового контроля. 14% предпринимателей признало в опросах, что им пришлось перестраивать процессы в своей компании под требование новых законов! Как следствие – растет налоговая нагрузка, сокращается прибыль, настроения компаний снижаются, они вынуждены искать новую бизнес-модель», – добавляет Ольга Третьякова.
В июне 2018 года индекс настроений малого бизнеса составил минус 27 пунктов, что ниже показателей 2017 года. Более пессимистично предприниматели были настроены только в ноябре 2015 года (минус 38). Компании настроены на ухудшение экономической ситуации в стране и прогнозируют спад покупательской способности населения.
В том, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса уверены 83% опрошенных, ждут ухудшений и в следующие 6 месяцев 50% респондентов. Снижение покупательской способности с начала года отмечают 73% респондентов, и в том, что этот тренд будет только усиливаться уверены 59% опрошенных.
Успешным свой бизнес считают 22% предпринимателей – эта доля неизменна. Под успехом предприниматели понимают «высокий доход», «возможность расширения бизнеса», а также «создание продуктов или услуг самого высокого качества».
Среди тех, кто считает свой бизнес успешным, преобладают компании, работающие более 5 лет, со штатом более 15 человек, их деятельность связана с экспортом и они инвестируют в обучение сотрудников. По сравнению с ноябрем 2017 доля компаний, готовых продолжать деятельность для достижения успеха, сократилась – с 41% до 34%.
15% готовы закрыть или продать бизнес, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1-5 лет). Менять бизнес-модель готовы 34 %, менять вид деятельности – 23%.
В опросе участвовало 3114 клиентов банка – индивидуальных предпринимателей и компаний с выручкой до 350 млн руб. в год. Респонденты представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, – розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.
Читайте также:
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.
Самое популярное
- Кейс: Теряли деньги в несезон из-за текучки продавцов, а потом внедрили корпорат...
- Кейс сети «ВинЛаб»: как быстро масштабировать торговую сеть
- «В1» от Магнита планирует завоевать рынок в 2024-ом: возможно ли это?
- Гид по Russian Retail Show и Выставке Retail TECH 2024: спланируйте участие с ма...
- Продажи на российских маркетплейсах: тренды и бренды-лидеры в основных категория...