В целом представители экспертного сообщества оценивают инициативу Яровой отрицательно.
Премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку и главе Минпромторга Денису Мантурову вместе с Госдумой проанализировать действие законопроекта, предложенного вице-спикером Госдумы Ириной Яровой.
Речь идет о возможном запрете сетям возвращать поставщикам продукты, не реализованные по истечении определенного срока.
«В случае необходимости запланируйте совещание с участием сетей и депутатов ГД», - гласит резолюция главы правительства на документе, в котором свою позицию изложила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Текст документа имеется в распоряжении «Прайма».
В АКОРТ предложения Яровой и группы депутатов называют избыточным регулированием торговли. Они могут нарушить сложившиеся бизнес-модели и нанесут удар по интересам потребителей, особенно в городах, а также региональных предпринимателей, производящих социально значимую продукцию, говорится в документе.
«Для соблюдения интересов всех игроков рынка, особенно небольших региональных торговых сетей и малых поставщиков и производителей необходимо проведение анализа потенциальных рисков, связанных с принятием закона о возвратах. Это критически важно для недопущения развития такого сценария, при котором в результате непродуманных и поспешных действий законодателей реально пострадает малый и средний бизнес», — говорит председатель АКОРТ Сергей Беляков.
Кроме того, в АКОРТ полагают, что «законодательное закрепление этой новации заставит ритейлеров сокращать объем закупаемой продукции, поэтому в магазинах возможен дефицит по ряду наименований». Как пишут «Известия», особенно высока вероятность нехватки продуктов в выходные дни, поскольку поставщики завозят продукты сразу на три дня в пятницу. При скачке спроса львиная доля партии может быть распродана в пятницу–субботу.
Прежде всего, это может коснуться свежих продуктов, срок годности которых не превышает нескольких дней. Это овощи, фрукты, зелень, хлеб, молочные продукты. По оценке АКОРТ, продукция со сроком годности до 10 дней занимает около половины торговой площади в сетях.
В целом представители экспертного сообщества оценивают инициативу Яровой отрицательно.
Наиболее непредсказуемо ситуация может складываться в хлебопечении – многие сети уже производят его сами, и доля собственной выпечки, если примут завон, вырастет. В этом случае останутся крупные хлебобулочные предприятия, а мелкие пекарни окажутся «вымыты» из бизнеса, поскольку лишатся возможности доступа на прилавки магазинов, добавил Карпов.