Перейти в режим экономии им помогли запасы товаров длительного пользования
«Защитная» модель поведения россиян, подразумевающая под собой экономную модель поведения, постепенно сходит на нет. К таким выводам пришли эксперты Аналитического центра при правительстве. Как пишет РБК, со ссылкой на бюллетень с данными, в прошлом году личное потребление россиян было главным драйвером спада ВВП, сократившись на 5% по сравнению с предыдущим годом, а реальные розничные продажи товаров упали на 5,2%. При этом реальные доходы упали на 5,9%.
Несмотря на такую ситуацию, эксперты отмечают, что в этом время сложился «новый уровень равновесия» на рынке некоторых товаров длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах, продажи которых хотя и восстанавливаются, но остаются на 25–35% ниже уровня 2014 года (в сопоставимых ценах). Рынок легковых автомобилей тоже стал постепенно восстанавливаться (по данным Ассоциации европейского бизнеса), однако продажи машин в 2016 году оказались на 43% ниже, чем в 2014-м.
«За последние десять лет в домохозяйствах России произошло существенное накопление товаров длительного пользования (легковых автомобилей, компьютеров, холодильников, телевизоров, мебели и т.п.), по сути, произошло значительное обновление всех домашних фондов, сформировалась своего рода потребительская подушка», — напоминает эксперт Аналитического центра при правительстве Александр Голяшев. Скорее всего, по этим товарам сложился «оптимальный для населения уровень насыщения», причем произошло это еще до спада в 2015–2016 годах, добавляет он.
Постепенно потребление товаров долгосрочного пользования будет восстанавливаться, однако «не надо ждать, что это произойдет мгновенно», рассуждает глава Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики (ВШЭ) Алина Пишняк.