Новости сегодня
Все новости →Россия опустилась на вторую строчку рейтинга по объему строительства ТРЦ в Европе
«Снижение строительной активности является закономерным итогом двух кризисных лет: начиная с 2015 года нового строительства практически не было, в эксплуатацию вводились только те объекты, которые были начаты еще в докризисный период, - комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield. - По итогам 2017 года в России ожидается минимальный ввод торговых площадей за последние 10 лет – порядка 1,16 млн кв. м, и в следующем году объем нового строительства останется на таком же уровне. Однако на рынке заметны первые сигналы потенциального роста – все чаще появляются сообщения от девелоперов о старте строительства или о планах выхода на площадку в ближайшее время. Восстановление рынка мы сможем увидеть только после 2019 года, так как средний цикл реализации торгового объекта составляет 2-3 года».
Российский портфель торговой недвижимости с учетом объектов, планируемых к вводу во второй половине 2017-2018 годах, увеличится на 1,7 млн кв. м и укрепит свои позиции самого крупного в Европе. Однако только 13% этих площадей будут расположены в Москве, так как застройщики продолжают расширять свое географическое покрытие: строительство начинается в более отдаленных регионах страны, таких, как Владивосток («Калина Молл» площадью 46 300 кв. м), Хабаровск («Броско Молл» площадью 37 000 кв. м) и Грозный («Грозный Молл» площадью 59 000 кв. м).
Особенно ярко выражена в этих регионах нехватка якорных арендаторов федеральных и международных сетей. Вместе с открытием новых форматных торговых объектов ситуация может поменяться. Например, в строящемся торговом центре «Калина Молл» во Владивостоке к открытию заявлен кинотеатр сети «Киномакс». Активно экспансия федеральных операторов направлена на Сибирь, где основную долю рынка все еще занимают локальные операторы. Так, Ашан, Декатлон и McDonalds заявили о планах выхода в Красноярск. В новосибирском ТРЦ «Ройял Парк» открылся магазин смартфонов Xiaomi. Расширяется «М.Видео»: с учетом запланированных до конца года открытий сеть будет насчитывать порядка 70 магазинов в регионах Сибири.
В целом, в Европе общая площадь торговых центров увеличилась на 2,9 % за двенадцать месяцев по состоянию на июнь 2017 года, достигнув показателя в 160,8 млн кв. м. В настоящий момент на страны Западной Европы приходится 68 % всех существующих торговых площадей. Однако в первой половине 2017 года страны Центральной и Восточной Европы опережали их по темпам застройки, выведя на рынок 825 000 кв. м площадей по сравнению с 344 000 кв. м в Западной Европе. Турция проявила наибольшую активность: на нее пришлось 48 % (566 000 кв. м) всех новых торговых площадей в Европе, на третьем месте после России - Италия со 107 000 кв. м.
Всего в первой половине 2017 года в Европе появилось 1,2 млн кв. м новых торговых площадей, что на 11 % меньше, чем в первой половине 2016 года. На темпы застройки повлияли растущая конкуренция, меняющееся поведение потребителей и, конечно, увеличение числа онлайн-ритейлеров. В настоящий момент еще 6,8 млн кв. м торговых площадей находятся на этапе строительства с анонсированными сроками открытия до конца 2018 года.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и будьте в курсе свежих новостей.
Самое популярное
- Новые потребители товаров FMCG — кто они?
- Как удержать курьеров и повысить их лояльность: практики Яндекс Еды
- Что такое pop-up магазины, и почему этот формат так популярен сегодня
- Как правильно оценить ассортимент, чтобы офлайн-магазин приносил прибыль?
- Покупательские привычки: как мы покупаем и как нам продают