Оно могло быть вызвано тем, что в конце прошлого года производители делали запасы, готовясь к изменениям в законодательстве
В первом квартале 2017 года объем табачного рынка в России сократился на 7,9% год к году, до 54,7 млрд штук. Это самое заметное падение с начала 2017 года, констатируют аналитики Philip Morris International (PMI, марки Marlboro, Parliament). Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет компании, такое падение могло быть вызвано тем, что в конце прошлого года производители делали запасы, готовясь к изменениям в законодательстве.
«Они всегда создают запасы продукции со старым акцизом в четвертом квартале, но в этот раз могли делать их еще больше из-за новых требований законодательства»,— говорит главный редактор отраслевой медиагруппы «Русский табак» Максим Королев. Речь идет об изменениях в Налоговом кодексе: в соответствии с ними табачники должны платить дополнительный акциз по коэффициенту 1,3 с того объема продукции, который реализуется в любой из месяцев в период с 1 сентября по 31 декабря сверх среднемесячного объема прошлого календарного года.
Инициатор таких изменений – Минфин, который полагает, что Минфин, данная мера позволит избежать «многолетней практики, когда налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года».
Напомним, более сильное падение рынка ранее было отмечено в первом квартале 2015 года (тогда оно составило 9,3%). Спад в начале этого года PMI объяснила повышением акциза и последовавшим за этим ростом цен. С 1 января специфическая часть акциза увеличилась до 1562 руб. за 1 тыс. сигарет, адвалорная (процент от розничной цены) — до 14,5%.