Развитие сектора замедляют, в том числе, запрет на дистанционную продажу лекарств, алкоголя и ювелирных изделий
По итогам 2016 года доля россиян в возрасте 15-72 лет, делающих покупки в интернете, выросла с 20% до 23% населения. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Несмотря на рост, востребованность онлайн-покупок в России еще в два с лишним раза ниже, чем в странах Евросоюза (23% и 55% соответственно), а разрыв с лидерами Великобританией и Данией более чем трехкратный.
Согласно статистике, наиболее активно через интернет россияне приобретают одежду, обувь и спорттовары (48% онлайн-покупателей), предметы домашнего обихода (26%), электронику (14%). Меньше всего доверяют интернету при покупке «важных товаров для жизнеобеспечения» — продуктов питания (9%) и медицинских товаров (10%).
По мнению руководителя службы аналитики «Яндекс.Маркета» Владислава Исмагилова, ситуация все же меняется в пользу онлайн-торговли. «Мы отмечаем рост числа тех, кто готов ради экономии времени автоматизировать целый ряд регулярных или бытовых покупок и перевести их в онлайн вместо поездок в торговые центры по выходным»,— говорит он. Именно экономия времени становится одним из главных факторов роста популярности онлайн-торговли, указывает господин Исмагилов, ссылаясь на данные совместного исследования «Яндекс.Маркета» и GfK. Кроме того, в последние пару лет серьезным драйвером для онлайн-ритейла, помимо одежды и обуви, стали товары для дома и дачи, которые на «Яндекс.Маркете» уже обошли по трафику такие «исторически крупнейшие» категории товаров, как электроника и бытовая техника, добавляет он.
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в этой сфере, считают оценки ВШЭ заниженными. По данным АКИТ, покупки онлайн делают не менее 40% населения в возрасте 15-72 лет, а среди интернет-пользователей этот уровень достигает 50-60%. В ассоциации также подчеркивают наличие сдерживающих развитие рынка факторов: за пределами легального поля пока находится целый ряд потенциальных сегментов онлайн-торговли, включая дистанционную продажу ювелирных изделий, лекарственных препаратов и алкоголя.