Меньше, но лучше: снижаем косты и повышаем качество обслуживания в торговых точках
время публикации: 10:00 12 октября 2021 года
Привлечение временного персонала активно используется за рубежом, а в России такой сценарий получил активное развитие только в последнее время. Ритейл беспокоили риски снижения качества обслуживания клиентов. Однако, как показывает практика, качество сервиса только растет при значительном снижении ФОТ.
Антон Никеров, Vice President Strategic Customer Block компании Ventra Go!Тенденции в экономике меняются, но одно остаётся неизменным: чтобы сохранить свою эффективность, необходимо грамотно управлять своими расходами. В частности, ритейлу требуется не только повышать выручку, но и сокращать расходы на аренду площадей и, конечно, оплату труда массового персонала.
Прошлый год особенно ярко напомнил об этом и заставил компании искать новые подходы к оптимизации затрат, в том числе и на выплату заработной платы. Один из инструментов, который был успешно внедрен и оперативно используется бизнесом — это привлечение временного персонала для работы в торговых точках, на складе и производстве. Как он поможет сэкономить ФОТ, сохранить высокое качество обслуживания, и есть ли удобные цифровые инструменты для работы с временным персоналом — предлагаю разобрать вместе.
Привлечение временного персонала на закрытие разовых бизнес-задач – подход, который давно используется за рубежом. Но в России тренд на парт-таймеров в ритейле стал активно развиваться именно в пандемию. Появились новые вызовы, которые были не очевидными ранее для рынка, бизнес-процессы надо было перестраивать молниеносно, к сезонным пикам нагрузки и традиционным периодам распродаж. А неопределенность в экономике и изменения в потребительском поведении стимулировали развитие и новых направлений, таких как доставка, и изменить в целом подход в работе с массовым персоналом.
Нужны были более оптимальные способы использования сотрудников, в итоге ритейлеры обратились к инструментам вывода временных работников.
Временные сотрудники: найти и вывести
Но сразу столкнулись с вопросом: как оперативно подобрать и вывести несколько десятков кассиров, консультантов, грузчиков с почасовой оплатой во всех филиалах страны одновременно.
Закрыть эту задачу силами собственного HR-подразделения в сжатые сроки невозможно. Конечно, с поиском сотрудников могли помочь и рекрутинговые агентства. Однако на деле привлечение подобных подрядчиков оправдано лишь для реализации массового набора для одной или нескольких локаций. Но не как для решения задач массового подбора и управления временным персоналом малым количеством, но практически по всей стране.
Возникает потребность качественно провести набор большого количества временных сотрудников, оформить каждого и распределить их по объектам, требуется высокий объем трудозатрат. При том что в персонале такого рода сохраняется высокая текучесть, а также требуется постоянная системная работа по наращиванию базы потенциальных исполнителей для ритейла и управления ей.
В итоге с началом пандемии в отрасли сложилась ситуация, когда традиционные методы работы с персоналом оказались слишком «тяжелыми» для работы с временным персоналом. Т.е. в новых реалиях оказались громоздкими, и ритейлеры были готовы рассматривать более удобные подходы для обеспечения оперативного и качественного закрытия своих задач.
Такой запрос ключевых игроков рынка и привел к возникновению на рынке цифровых решений - Human Cloud платформ, которые напрямую соединяли заказчика с исполнителем, минуя посредника, и предложили ритейлерам самостоятельно через приложение выбирать и быстро выводить временный персонал с почасовой оплатой нужной категории в нужное время в нужную локацию.
Скорость решает
До пандемии директор торговой точки о необходимости привлечения новых сотрудников сообщал супервайзеру, тот HR-менеджеру, тот HR-агентству, агентство — исполнителям. И чтобы закрыть позицию, необходимо было просмотреть резюме, прозвонить кандидатов, договориться о встречах, провести собеседования с несколькими кандидатами и т.д. (в итоге поиск персонала занимал в среднем от 4 дней). Теперь такие платформы дали возможность заказчику за 2 часа находить продавцов-консультантов, кассиров, работников склада, грузчиков, готовых выйти в его магазин уже завтра, а возможно и сегодня.
По моим наблюдениям, это привело к радикальным изменениям в подходах к привлечению кадрового ресурса в ритейле. И предпосылками здесь стали с одной стороны компании, которые искали новые возможности для повышения эффективности, с другой стороны - люди, которые в пандемию начали искать способы дополнительного заработка и пересматривали подходы к постоянной/временной занятости. Ну, а с третьей стороны – глобальная цифровизация и развитие «платформенной экономики» создали новые возможности и решения, которых не было еще 2-3 года назад.
В результате появившиеся во время пандемии Human Cloud платформы начали набирать популярность в ритейле и логистике, в том числе потому, что решали потребность всех участников: работника и работодателя.
Просчитываем выгоды
Несмотря на то, что стоимость часа работы у постоянных и временных сотрудников одинакова, затраты на персонал в компании сокращаются как минимум на 25% за счёт того, что временные сотрудники привлекаются только тогда, когда это действительно нужно: например, не на 12 часовую смену, а на короткую смену, например, 4 часа, в утренний час пик и в вечерний.
Показателен пример одного из ведущих игроков отрасли — торговой сети продуктового ритейла, которая в течение долгого времени выводила в каждой своей крупной торговой точке 5 сотрудников на 12-часовой рабочий день. Таким образом в день оплата рассчитывалась за 60 часов рабочего времени.
Однако в период пандемии ритейлер решил пересмотреть подход к использованию кадрового ресурса и начал использовать одну из Human Cloud платформ. Она помогла проанализировать реальную загруженность каждого магазина сети и позволила оптимизировать штат. Сегодня этот ритейлер выводит 3 сотрудников на полную смену и 2 — на временную подработку в вечерние часы-пик.
В итоге общее рабочее время одной такой торговой точки сократилось с 60 до 44 часов, и ритейлеру удалось снизить расходы до 52,5% (учитывая ФОТ, бонусы, страховка, корпоративное питание, затраты на кадровое делопроизводство, расчет табелей ЗП и т.д.).
Обеспечат ли временные сотрудники высокое качество работы?
Это самый распространенный вопрос игроков отрасли, когда речь заходит о временном персонале. Что касается специализированных платформ, то здесь достаточно легко спрогнозировать. Практически все профессиональные платформы тщательно проверяют квалификацию исполнителей и ведут их рейтинги. Компании видят, были ли довольны конкретным исполнителем предыдущие заказчики, и делают выбор исходя из этого.
В свою очередь это мотивирует исполнителей показывать себя с лучшей стороны всегда, без исключений, чтобы не рисковать своим рейтингом. Если у исполнителя появятся отрицательные оценки и снизится рейтинг, он рискует никогда больше не получить приглашений на работу. Кроме этого, не надо забывать, что временные сотрудники привлекаются на работу на одни и те же регулярные операции. И за счет того, что они не теряют квалификацию, качество и скорость выполнения конкретных задач сохраняется.
Ну, и я не могу не подчеркнуть, что независимо от способа привлечения временных специалистов, никто не снимает ответственности ни с подрядчика, ни с самой компании-заказчика за проведение качественного обучения и инструктажа сотрудников перед началом работ.
Когда все участники процесса вывода парт-таймера вовлечены в его эффективность, я имею в виду и заказчика и платформу, и самого исполнителя, то на выходе качество выполненных работ может быть выше, чем у постоянного персонала. Я наблюдал сценарии, когда привлечение временного персонала помогало ритейлеру не просто поддержать, но и значительно повысить качество обслуживания гостей магазина: решить проблему с очередями на кассах в пики трафика, снизить «до нуля» рекламации покупателей относительно порядка на полках, некорректных ценников, чистоты торговых залов и т.д.
При этом мы с вами прекрасно понимаем, что исполнители с удовольствием возвращаются к тем работодателям, кто обеспечивает комфортные условия труда и дружелюбную атмосферу. В таких точках, по моей аналитике, fillrate составляет более 95%, а средняя оценка исполнителя. т.е. удовлетворенность его работой заказчиком, превышает 4,8 по 5 бальной шкале.
Читайте также: В России запустили b2b-маркетплейс, способный предоставлять персонал по uber-модели
Масштабироваться без ограничений
Привлечение временного персонала может сделать ритейлера более эффективным, гибким и конкурентоспособным не только в кризисное время. Парт-таймеры стали ценным ресурсом и после пандемии, особенно для компаний, которые ищут инструменты для быстрого масштабирование. Таким компаниям я советую вывести временный персонал сначала в нескольких торговых точках, и оценив эффект для себя, после оперативно распространить новую схему и на другие локации.
При этом моя рекомендация – обязательно смотреть на пики нагрузки на торговую точку. Умный подход к выводу временного персонала (нужные люди в нужное время) сегодня для многих компаний уже стал инструментом повышения эффективности затрат на ФОТ и роста качества обслуживания своих клиентов.
Ну, и вопрос внедрения оптимальных способов использования персонала во все времена будет актуальным для розницы с высокой волатильностью трафика или ярко выраженной сезонностью офлайн-продаж.
Технологии ближайших десятилетий
С середины прошлого года я наблюдаю рост спроса на привлечение временного персонала в ритейле и сфере логистики. Уверен, при сохранении динамики уже в ближайшие год-два все крупные сети переведут порядка 20% персонала своих магазинов на временную схему работы. А в перспективе 4-5 лет доля временных сотрудников в офлайн-ритейле вообще может приблизиться к 50-80%. Более того, я ожидаю, что уже через год возможностями привлечения временного персонала начнут пользоваться не только крупные сети, но и малый бизнес.
* * *
Если до 2019 года бизнесу было практически невозможно нанять временный персонал, то после введения закона о самозанятых и появления специализированных платформ ситуация кардинально изменилась. Я уверен, что ближайшие 5 лет мы с вами увидим стремительное развития «платформенной экономики» в бизнесе. Как мы видим, подобные решения вначале входят в нашу жизнь как частных пользователей, а затем эти технологии переходят и в бизнес. И сейчас как раз время активного развития платформ для задач компаний, в том числе и для поиска и вывода временного персонала.
0
Последние новости
Самое популярное
- Кейс: Теряли деньги в несезон из-за текучки продавцов, а потом внедрили корпорат...
- Кейс сети «ВинЛаб»: как быстро масштабировать торговую сеть
- «В1» от Магнита планирует завоевать рынок в 2024-ом: возможно ли это?
- Продажи на российских маркетплейсах: тренды и бренды-лидеры в основных категория...
- Гид по Russian Retail Show и Выставке Retail TECH 2024: спланируйте участие с ма...