0/5

Алексей Кормилицын: "К ЕГАИС морально готовыми оказались не многие"

Алексей Кормилицын: "К ЕГАИС морально готовыми оказались не многие"
время публикации: 13:30  17 марта 2016 года
Алексей Кормилицын, менеджер по развитию сканирующих технологий Zebra Technologies в России в своем интервью рассказал о том, как интернет вещей меняет ритейл, а также о новых возможностях в этой области.


Как интернет вещей меняет ритейл? 

Пока в российском ритейле Интернет вещей не нашел широкого практического применения. В самом ближайшем будущем востребованность этой технологии будет возрастать. Для сравнения, согласно данным последних исследований, почти две трети (65%) розничных организаций в США и Европе расширяют область применения, модернизируют или планируют внедрить решения на базе технологий Интернета вещей (IoT). Кроме того, Интернет вещей, новые устройства и решения заставляют организации розничной торговли и гостиничного бизнеса, а также транспортно-логистические компании усиливать и расширять беспроводную инфраструктуру. 


Какие технологии использования Wi-Fi в ритейле существуют на сегодняшний день? 

Сегодня Wi-Fi - это канал взаимодействия с покупателями и инструмент для сбора и анализа данных о своих клиентах. Кроме того, Wi-Fi выступает в качестве канала доставки информации о спецпредложениях и акциях. Например, покупатель заходит в здание торгового центра, и на его смартфон приходит уведомление о том, что в определенных магазинах проходят акции на интересующие его товары. Получив уведомление, покупатель будет знать наверняка, в какой торговой точке его ждут конкретные товары по привлекательной цене. Учитывая, что рынок движется в сторону дальнейшего развития многоканальности, Wi-Fi становится очень перспективным каналом взаимодействия с потребителем через мобильные устройства. 


shutterstock_147095822.jpg


Насколько широко в российском ритейле применяются мобильные программы лояльности и купоны? Каковы перспективы развития этих инструментов? 

Существуют программы лояльности на базе 2D-штрихкодов, которые пересылаются на мобильный телефон. Несмотря на полную готовность этой технологии, сейчас ее используют не более десятка российских ритейлеров. Все 2D-сканеры Zebra могут считывать штрихкод с экрана мобильного телефона. Кроме этого, у каждого сканера есть специальный режим с настройками для считывания «мобильных штрихкодов». Задача не так проста, как может показаться на первый взгляд.  Попробуйте сфотографировать экран телефона или компьютер без бликов, искажений и потери качества изображения. А теперь представьте, что сканер должен это изображение автоматически распознать и расшифровать. Наши сканеры распознают изображения любого качества автоматически.


Какие технологии для ритейла выпускает Zebra Technologies? 

Мы разрабатываем продукты и решения для автоматической идентификации (Auto-ID) на базе штрихкода и радиочастотных меток (RFID). Наши технологии позволяют решать множество повседневных задач и проблем в ритейле, от нанесения идентификатора (например, печать штрихкода на этикетке) до построения беспроводной инфраструктуры передачи данных (Wi-Fi) и обработки этих данных на мобильных компьютерах. В том или ином виде задача автоматической идентификации, то есть определение объекта без участия человека или без ручного ввода, присутствует в огромном количестве бизнес-процессов. 

Приведу несколько примеров из нашей российской действительности.

Кассир считывает данные о товаре на кассе с помощью сканера, который идентифицирует товар по штрихкоду. Или другой пример. Перед отправкой коробки сотрудник склада считывает с нее штрихкод беспроводным сканером, получая подробные сведения о продукте, в том числе о его серийном номере, сборщике и дате изготовления. А затем эти данные по сети Wi-Fi поступают в информационную систему предприятия. Мы уже и сами не замечаем, как технологии Auto-ID вошли в нашу жизнь, и, чаще всего, за ними стоит продукция Zebra Technologies.


shutterstock_107908394.jpg


Как 2D-коды могут помочь розничным компаниям в организации учёта товаров и коммуникации с покупателями? 

Некоторые из типов кодов имеют интересный дизайн и могут привлечь внимание клиента. Поэтому дизайнеры нередко размещают 2D-штрихкоды на рекламных материалах и используют их для размещения информации на товарах. Во многих странах уже сегодня действуют крупные проекты, в рамках которых ритейлеры заменяют бумажные скидочные купоны и пластиковые карты лояльности на уникальный штрихкод, который можно отправить покупателю на мобильный телефон, на электронную почту, в виде SMS или MMS. Благодаря этому потребителям больше не нужно постоянно носить с собой кипу пластиковых дисконтных карт и распечатанные на бумаге купоны, а ритейлеры могут сэкономить на капитальных затратах. Чтобы получить скидку, достаточно предъявить штрихкод на кассе. Таким образом, мобильный телефон становится универсальной дисконтной картой, которая объединяет в одном устройстве карты лояльности нескольких магазинов.


Пока же для России электронные дисконтные карты на базе 2D-штрихкода остаются точкой роста. Мы делаем достаточно много пилотных проектов, но массовой эта услуга при всех ее преимуществах пока не стала. Я думаю, в скором времени 2D-коды заменят линейные при маркировке товара.


В стандартном EAN-13, который мы видим на этикетках сейчас, содержится информация только о типе продукта, например, молоко торговой марки «От бабушки». Двухмерный штрихкод может нести информацию о дате производства, конечном сроке реализации, поставщике и даже себестоимости товара. Это позволит оптимизировать учет в магазине. Инвентаризация сможет не только ответить на вопрос «что и в каком количестве находится на складе», но и показать, сколько дней осталось до реализации того или иного товара, какова цена остатка, товар от какого поставщика лежит на полках.


В чем основные преимущества внедрения 2D-кодов в ритейле? 

Во-первых, 2D-штрихкоды несут больше информации, а, следовательно, и атрибутов, по которым можно вести автоматический учет и сортировку товаров. Во-вторых, такие штрихкоды более надежны: даже если он затерт или утрачена его часть, оставшийся фрагмент кода через специальный алгоритм декодирования способен дать нам полную информацию. 


egais.png


В следующем году предприятия розничной торговли будут обязаны по закону подключиться к ЕГАИС и установить оборудование для считывания 2D-кодов. Готов ли рынок к таким переменам? 

На мой взгляд, морально готовыми оказались не многие. Федеральные сети еще до принятия закона сумели провести отбор моделей сканеров, предварительные переговоры с потенциальными поставщиками и производителями оборудования. Они, безусловно, в выигрыше. Так как в законе четко оговорен срок, после которого реализация алкоголя в розницу будет невозможна без 2D-сканера, с приближением этого времени спрос на 2D-сканеры будет расти. И мы готовы удовлетворить этот спрос. 


Есть у компании Zebra решения, которые позволяют объединять и анализировать покупательский опыт онлайн и оффлайн? 

Конечно, есть. Одно из них — применение микрокиосков Zebra совместно с портативными станциями печати. Представьте, что на стене магазина висит монитор, который на самом деле является Wi-Fi компьютером с touchscreen, сканером штрихкода и подключенным принтером. Покупатель может дома сформировать предзаказ в «корзине», а в магазине отредактировать его, посмотрев товар на месте. Также можно распечатать пречек или накладную. В чем отличие от мобильного телефона, на котором можно проделать примерно то же самое, клиенту не нужно тратить мобильный трафик (то есть деньги) и заряд аккумулятора. Экран киоска большой, и с ним удобнее работать. Чтобы найти товар в каталоге, достаточно отсканировать код с образца. Не надо читать название и думать, в какой ветке каталога его искать. Так как микрокиоск принадлежит магазину, на нем можно задавать различные сценарии интерактивного общения с покупателем («нажмите здесь», «просмотрите ролик»), что открывает широкий простор для работы маркетолога и категорийного менеджера. А главное, этими устройствами уже оборудовано множество магазинов в России, но пока данные технологии используются в основном для проверки цен. Их принято называть не киосками, а прайсчекерами (от слов price checker), хотя это полноценное мультимедийное устройство нового поколения для автоматизации работы магазина. 


Если решение предусматривает проверку цен, покупатель может подойти к нему с товаром и, используя свою дисконтную карту или штрихкод, узнать стоимость со скидкой. С помощью этой технологии можно создавать любые программы лояльности, например, дополнительно начисляя баллы, что поможет магазину увеличить средний чек и количество покупателей.


Какие бизнес-процессы в ритейле можно оптимизировать с помощью использования данных технологий?

Внедрение таких решений сокращает затраты на персонал: не обязательно иметь в штате отдельного сотрудника, у которого покупатели узнавали бы цену и характеристики товара. Те же функции может выполнять устройство, которое покажет на экране описание продукта или в интерактивном режиме предложит похожие товары. Кроме того, такой подход позволяет оптимизировать работу кассира, освободив его от непрофильной работы по уточнению цен. В результате, магазин экономит время кассира и улучшает качество обслуживания покупателей на кассе. 

Также решения Zebra можно использовать в анализе при работе с любой информацией. Например, если мы знаем, что большинство покупателей приходят и проверяют цены на молоко, а продажи молока не растут, мы делаем вывод, что у нас, скорее всего, более дорогое молоко, чем в среднем по рынку. То есть можно выявить среднее количество запросов по популярным группам товаров. Также можно получать аналитику по дисконтным картам, по покупателям, по их возрастному составу, по среднему чеку и другим показателям. Другими словами, можно использовать два источника получения данных: продукт и человек, участвующий в программе лояльности. А сочетание с информацией, что купил человек и что он посмотрел на прайсчекере, дает неограниченные возможности для анализа. Но это уже уровень специального программного обеспечения — аналитической «надстройки», которую предоставляют компании-интеграторы на базе нашего оборудования. 


shutterstock_287055698.jpg


В каком направлении движется разработка новых технологий в ритейле? Каких новых решений стоит ждать в ближайшие годы? 

Развития нужно ждать по трем основным направлениям. Первое — это «симбиоз» offline и online торговли. Второе — развитие инструментов по привлечению и удержанию клиентов. Будут востребованы программы лояльности и все связанные с этим новинки. Все это направлено на снижение издержек. И третье направление, это системы самообслуживания, которые будут внедряться все больше, начиная с получения консультаций по выбору товара и заканчивая расчетами на кассовом узле.


Каких технологий по вашему опыту не хватает сегодня и почему? 

Сегодня технологии для ритейла представлены в изобилии. Но по разным причинам скорость их внедрения отличается на различных рынках. Что касается России – то потенциала для внедрения умных устройств в рознице хватит на длительное время, что докажет эффективность этих решений на практике.


Наш традиционный вопрос: ваш главный инсайт за последнее время? 

Чтобы существовать комфортно и даже счастливо, не нужно менять мир, достаточно правильно организовать свое окружающее пространство. Это справедливо и для бизнеса, который при определенных усилиях становится более успешным и современным. 

Материал подготовила Светлана Золотар

0
Реклама на New Retail. Медиакит