0/5

Как не заключить сделку с мошенниками: 6 видов компаний, которые играют не по правилам

Как не заключить сделку с мошенниками: 6 видов компаний, которые играют не по правилам
время публикации: 10:00  22 июля 2022 года
Чтобы выбрать делового партнера, предприниматель оценивает качество предлагаемого товара, содержание услуги, цену, сроки и другие значимые для сделки условия. Однако за всем этим можно упустить из виду еще один значимый момент – добросовестность контрагента. Какие распространенные сценарии мошенничества существуют, и как не стать жертвой компаний-призраков?
Как не заключить сделку с мошенниками: 6 видов компаний, которые играют не по правиламМошенничество в бизнес-среде — не редкость. Выгодные коммерческие предложения, красивые сайты и доброжелательные менеджеры могут быть только яркой оберткой, под которой ничего нет. Однако иногда это выясняется только после оплаты и исчезновения бизнес-партнера. Мария Базюк, к.ю.н., юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов Rusprofile, рассказывает, с какими компаниями опасно сотрудничать, по каким признакам их узнать и как защититься. 


Компании-призраки


Суть обмана. При выборе контрагента нужно проверить, что компания действительно существует: она зарегистрирована и является действующей. Несмотря на то, что такая рекомендация может показаться очевидной, указание вымышленных, несуществующих наименования, ОГРН, ИНН и других данных компании — все еще распространенный способ обмана. Обычно это касается покупок в интернете: принятия оферт на платные услуги и сервисы на сайтах, покупки товаров в интернет-магазинах, через социальные сети. 

Чаще от таких махинаций страдают частные лица, а не организации. Однако мошенники могут выдумать реалистичные причины и убедить в том, что нужно оплатить не со счета на счет компании, а с банковской карты: корпоративной или принадлежащей руководителю. Например, они могут прислать специальную ссылку для платежа, объяснив необходимость ее использования действием спецакции, скидок или того, что ссылка сформирована специально под ваш заказ. 

Как защититься. Во-первых, нужно заключать договор после проверки контрагента по ЕГРЮЛ. Во-вторых, оплачивать счет со счета компании: в этом случае действует своеобразная дополнительная защита в лице банков. Если в платежном поручении наименование компании и другие реквизиты не будут совпадать с данными владельца счета, банк откажет в проведении такой операции. 


Компании-двойники


Суть обмана. Организация не та, за кого себя выдает. Мошенники «копируют» известную компанию и представляются от ее имени. Самый простой способ — при регистрации фирмы полностью повторить фирменное наименование, предположим, «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа». 

Также копирование может быть частичным: например, вместо Публичного акционерного общества «Альфа» поддельная фирма именует себя «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа». 

Компания действительно не вправе использовать фирменное наименование, тождественное фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные организации осуществляют аналогичную деятельность. Приоритет и исключительные права имеет та организация, фирменное наименование которой было включено в ЕГРЮЛ раньше (ст. 1474 ГК РФ). 

На практике это означает только то, что при выявлении «двойника» первая компания может обратиться в суд с требованием запретить использовать ее наименование. Пока владелец «оригинального» наименования это обнаружит и подаст иск, может пройти немало времени. Причем предотвратить ситуацию копирования названия невозможно. Дело в том, что налоговая не обязана проверять наличие идентичных наименований в документах о создании компании и не вправе отказать в регистрации на этом основании. Только для некоммерческих организаций действует другое правило: Минюст при проверке документов такую сверку проводит. 

Иногда в ход идет копирование товарных знаков — например, на бланках документов, в рекламных материалах, на визитках, а также копирование сайта. В случае с сайтом выбирается доменное имя с похожим названием, а также мошенник может скопировать дизайн. 

Такие действия в большинстве случаев нарушают права на интеллектуальную собственность компании и являются недобросовестной конкуренцией, которая запрещена законом. Так же, как в случае с фирменным наименованием, предотвратить эту ситуацию добросовестная компания не сможет. Регистраторы доменных имен не обязаны проверять, не нарушает ли новый адрес сайта чьи-то права. Нарушить права с помощью наполнения сайта и содержания рекламы, тем более, не составляет труда: все эти действия не требуют предварительного согласования с контролирующими органами. Добросовестная компания может реагировать и защищаться только после того, как обнаружит факт нарушения.  


Пример из практики. 

Юридическая компания обнаружила, что ее сайт практически полностью скопировали неизвестные лица. Мошенники выбрали доменное имя и наименование организации, которые отличаются от оригинального только одной буквой. Причем на сайт скопировали не только список практик, статьи, новости, описания успешных дел, но и фотографии некоторых сотрудников вместе с их именами и описанием их опыта. Отличие заключалось лишь в контактных данных, которые были указаны на сайте.



Как защититься. Проверяйте данные компании по ЕГРЮЛ, в частности, о ее участниках и директоре. Поинтересуйтесь историей организации в разных источниках и сверьте эти данные с датой регистрации именно той компании, с которой планируется подписание договора. 


Компании-пустышки


Суть обмана. Компания зарегистрирована в ЕГРЮЛ, указывает собственные реквизиты и данные, никого не копирует. Однако фактически у нее ничего нет — ни сотрудников, ни имущества, ни реальной деятельности. Есть только «оболочка» в виде документов. После заключения сделки и получения предоплаты представители таких фирм исчезают. 

Обращаться в суд нет смысла: приходить на судебные заседания никто не будет. Даже при успешном исходе разбирательства взыскать что-то как с компании, так и с ее руководителя и владельца невозможно. Чаще всего такие компании зарегистрированы на номинальных участников и директоров, то есть подставных лиц, которые только формально, по бумагам и выписке из ЕГРЮЛ, владеют и руководят компанией. Также такие фирмы могут регистрироваться с использованием недействительных паспортов. 

Как защититься. Нужно проверить репутацию компании, найти отзывы о ней. Желательно запросить рекомендации и связаться с ее клиентами или другими деловыми партнерами, поинтересоваться впечатлениями о сотрудничестве. 

Немаловажно посетить офис компании, есть ли кто-то из сотрудников компании, а в некоторых случаях, в зависимости от суммы сделки и от того, чем занимается компания — посмотреть производственную территорию или склады. Также можно самостоятельно съездить по адресу, который указан в качестве юридического и проверить, что там находится. 

Дополнительно не помешает проверить репутацию тех лиц, которые управляют компанией: ее собственников, директора, а также представителей, с которыми ведутся переговоры. Были ли у них бизнесы, какая история этих компаний, что указано на их страницах в социальных сетях, если они есть. 

Можно также проверить действительность их паспортов с помощью специального сервиса МВД РФ. Некоторые из этих сведений можно проверить с помощью сервисов проверки контрагентов, с другими — поможет поиск в интернете.  Часто такие компании зарегистрированы незадолго до сделки. Это тот случай, когда «молодость» должна насторожить и послужить поводом для более тщательной проверки.

Как не заключить сделку с мошенниками: 6 видов компаний, которые играют не по правилам


Компании-фантомные владельцы


Суть обмана. Ситуация может возникнуть при купле-продаже или аренде имущества. Например, компания берет помещение в аренду, заключает договор, вносит первый платеж. Спустя время объявляется настоящий собственник недвижимости и говорит о том, что он никому не предоставлял полномочия на сдачу в аренду и у того, кто представился арендодателем, прав на объект нет. 

Это может быть инсценировкой, когда в «схеме» замешаны обе стороны: и настоящий собственник, и «липовый». Однако не исключен и вариант мошенничества только со стороны «ненастоящего арендодателя». Например, собственник сдал это помещение в аренду на 11 месяцев, а ближе к концу срока арендатор решил сдать его другому. В случае, если договор заключен на срок менее 1 года, его не нужно регистрировать в Росреестре (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Поэтому проверить факт наличия аренды в этом случае невозможно. 

Как защититься. Нужно проверять не только документы на недвижимость, которые предоставляет контрагент, но и информацию по Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН). Выписку из ЕГРН получить несложно, зато она даст точные сведения о настоящем владельце и дате регистрации права собственности на недвижимое имущество. 

Обратите внимание, что такие сделки могут также заключаться от имени настоящего собственника, но по поддельной доверенности. В этом случае, если собственником является физическое лицо, подлинность доверенности можно проверить в нотариальном реестре доверенностей. Если же собственник — организация — нужно уточнить по альтернативным контактным данным, действительно ли она выдавала такую доверенность, работает ли у нее в штате такой сотрудник или является ли он уполномоченным лицом на других основаниях. Например, можно сделать официальный запрос об этом. Под альтернативными данными подразумевается адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ и на официальном сайте, телефоны и адреса электронной почты с сайта компании. 


Компания с лжеспециалистами

 
Суть обмана. Организация рекламирует работы или услуги в определенной сфере, но не имеет соответствующих специалистов и опыта. Это распространенный вариант обмана в области психологических, юридических, бухгалтерских, косметологических и даже медицинских услуг, а также работ, связанных с обслуживанием компьютерной техники. 

Как правило, такие мошенники используют метод агрессивных продаж, применяют психологические приемы воздействия. Чаще всего жертвы — граждане, а не компании. Однако нельзя исключать, что потерпевшим станет и небольшой бизнес, особенно в части юридических и бухгалтерских услуг. 

Клиента убеждают в целесообразности и необходимости заключения договора, он вносит предоплату. Далее возможны варианты. 

Первый вариант — работа не ведется совсем, и «специалисты» либо пропадают, либо держат компанию в «режиме ожидания», постоянно находя оправдания своему бездействию. 

Второй вариант — услуги оказываются формально, с минимальным вовлечением. Третий вариант — создается видимость бурной деятельности. Например, псевдоюристы подают огромное количество жалоб, в том числе, в госорганы, которые заведомо не наделены полномочиями по разрешению спорной ситуации. Они могут рассылать претензии, подавать иски, причем даже тогда, когда шансов у клиента заведомо нет, а добросовестный юрист точно дал бы заключение о бесперспективности спора.

Как защититься. Способы защиты аналогичны способам, описанным для компаний-пустышек.




Читайте также:  Проверка контрагента по 14 признакам: как не заключить сделку с потенциальным банкротом




Компании-химики

 
Фирма предлагает определенную услугу или товар по устраивающей покупателя цене и в согласованном сторонами объеме или количестве. До момента подписания договора все идет хорошо. А дальше возможны варианты. 

Суть обмана № 1. Текст договора полностью не соответствует фактическим договоренностям. Это может быть другой предмет договора, цена или иные условия, а иногда и все сразу. 

Чаще всего этот метод используется при обмане физлиц, однако и в коммерческих отношениях исключать его нельзя. Такие мошенники могут специально выбирать в качестве жертвы небольшие компании или индивидуальных предпринимателей, особенно начинающих. Они рассчитывают на то, что весь функционал выполняет директор, а штата сотрудников, включая юриста, которые могли бы дать свои комментарии по договору, у него нет. 

Классический пример – подписание договора на оказание информационных услуг вместо другого договора. При этом необходимый предмет договора может тоже фигурировать, например, таблица со спецификацией с товаром и ценой. Однако она оформлена таким образом, что не имеет юридической силы. Например, лист с этой спецификацией содержит подпись «образец», а сам договор предполагает оказание услуг по поиску поставщиков подобных товаров и предоставление спецификаций от них заказчику.

Суть обмана № 2. Мошенники предлагают подписать не договор, а другой документ под каким-либо предлогом и убеждают в том, что это правильно. Например, предварительный договор, гарантийное письмо, расписка и прочее. В переговорах может присутствовать «юрист», задача которого — подтвердить, что бояться нечего, сейчас нужно сделать именно так, а основной договор по каким-либо вымышленным причинам, например, по возвращении руководителя, стороны подпишут позже. 

Суть обмана № 3. Договор нормальный, условия соответствуют договоренностям, никаких подводных камней в нем нет — возможно, его даже проверил юрист. Но при подписании мошенники одновременно с ним дают «закрывающий» документ, который подтверждает факт завершения сделки. Например, акт передачи товара, выполнения работ или оказания услуг. Иногда эти документы даже подшивают к договору. Риск заключается в том, что в суде очень сложно, а иногда и невозможно доказать, что сделка фактически не выполнена и акт или товарная накладная подписаны случайно. 

Суть обмана № 4. Договор согласован, в него внесены все пожелания обеих сторон. Но при подписании предоставляется другая его версия, с другими условиями. 

Как защититься. Лучше всего привлекать к согласованию договора юриста. Если такой возможности нет — детально изучать все нюансы в документах. Если что-то непонятно, вызывает сомнения или не соответствует договоренностям, которые обсуждались до сделки — лучше отложить подписание, взять паузу и разобраться во всем спокойно. В момент сделки — не терять бдительности и перечитывать все перед тем, как поставить подпись. 


СПРАВКА: Термины «мошенники» и «мошенничество» в настоящем материале применяются не в узком уголовно-правовом, а в широком смысле. Другими словами, рассмотрены не только действия, которые можно квалифицировать по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», но и другие формы обмана.

Мария Базюк, 
к.ю.н., юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов Rusprofile.

Для NewRetail


0
Реклама на New Retail. Медиакит