0/5

Как бренду запустить свой подкаст и сделать его успешным: 5 шагов

Как бренду запустить свой подкаст и сделать его успешным: 5 шагов
время публикации: 10:00  27 ноября 2019 года
Россияне вслед за европейцами и американцами подсаживаются на подкасты: их удобно слушать в фоновом режиме на прогулке или за рулем. Среди авторов такого контента много блогеров, журналистов и просто энтузиастов, а вот компаний — единицы.
Как бренду запустить свой подкаст и сделать его успешным: 5 шагов
Александр Сафронов, Creator Digital-агентства DeltaClick рассказал, как бренд детского питания Bebi Premium создал первый коммерческий подкаст ВКонтакте и повысил вовлеченность в сообществе в 13 раз. 

Подкасты до сих пор новое явление для российских реалий: их слушает менее 1% населения или около 1 млн человек. Для сравнения, каждый второй американец хотя бы раз в жизни слушал подкаст, а число тех, кто делает это регулярно, превысило 90 млн. Недавно интерес российских пользователей начал расти: только за последний год, по данным Brand Analytics, количество упоминаний подкастов в соцсетях выросло в четыре раза, до 120 тысяч. 

Интерес рекламодателей к российским подкастам тоже набирает обороты: если раньше авторы привлекали деньги на краудфандинговых платформах, то сейчас в выпусках все чаще появляется прямая реклама, спонсоры и нативные интеграции. В прошлом году рынок рекламы в подкастах достиг $25 млн или 0,7% от всего рынка интернет-рекламы в России. По прогнозам экспертов, к 2023 году он составит уже $133 млн.

Бренды могут и сами делать подкасты. Пока что конкуренции в этом сегменте почти нет: как правило, подкасты выпускают радиостанции, СМИ и лидеры мнений. Среди компаний-авторов можно выделить Альфа-банк, производителя онлайн-касс «Эвотор» и «Кинопоиск». 

В сегменте детского питания еще никто не делал ничего подобного, и мы решили воспользоваться свободной нишей и запустить подкасты для мам от лица бренда Bebi Premium – международного производителя детского питания. В качестве площадки выбрали ВКонтакте – в прошлом году соцсеть запустила бесплатную платформу подкастов. Записи можно выкладывать в сообщество или распространять на других порталах с помощью RSS. 

Это был достаточно рискованный шаг – мы не знали, как пользователи отреагируют, удачных примеров перед глазами не было, ВКонтакте еще не было подкастов от брендов. Но все риски окупились – за полгода вовлеченность в сообществе выросла в 13 раз, количество подписчиков увеличилось на 5 тысяч. 

Рассказываем, как бренду запустить свой подкаст.  


Шаг 1: Выберите тематику и формат 

Основная аудитория нашего заказчика – молодые мамы. Они несколько часов в день проводят со смартфоном в руках, причем значительную часть этого времени занимает поиск информации об уходе за ребенком. Но надежную и проверенную информацию по многим вопросам может дать только врач. Чаще мамы ищут ответы на свои вопросы в интернете. Однако информация в сети часто бывает непроверенной. Именно поэтому мы решили записывать ответы педиатров на волнующие мам вопросы и на их основе делать подкасты – так мы бы могли стать источником только проверенных советов. Подкасты хороши и тем, что молодым мамам намного удобнее включить аудиозапись и послушать выпуск в удобное время, например, пока ребенок спит. 

Для нашего подкаста основными темами стали вопросы, связанные с питанием ребенка – когда вводить первый прикорм, что делать при пищевом отравлении, и какие витамины нужны грудничкам. Перед тем, как обращаться к врачам, мы делали опросы среди подписчиц, что больше всего их волнует. 

Перед запуском подкаста стоит чётко определиться с тематикой, что нового и полезного вы сможете рассказать аудитории. Проведите небольшое исследование, что больше всего волнует ваших клиентов, ответы на какие вопросы им сложно найти. В ходе опроса вы сможете понять, какой формат понравится аудитории. Это может быть развлекательное шоу, детективный подкаст или подкаст-история – такие форматы очень популярны в Америке, но в России их почти нет. Вы можете использовать это как конкурентное преимущество, главное – найти точку пересечения задач бренда и интересов аудитории. 


Шаг 2: Подберите ведущего и экспертов  

Для начала определитесь, сколько будет ведущих – один, два или три. Будут ли они разговаривать друг с другом или приглашать гостей? Для слушателя комфортнее, когда в записи участвуют не больше 4 человек. Так можно различать голос каждого спикера, а сама беседа не превращается в хаос. 
Лайфхак в работе с экспертами: перед тем, как договориться о записи, попросите прислать голосовое сообщение с ответом на один из вопросов по теме. Голос спикера должен быть приятным. В противном случае – подкаст просто не будут слушать.

Наш подкаст строился на разговоре ведущего с экспертом. В качестве ведущих мы приглашали людей, погруженных в тему воспитания ребенка, чтобы они с неподдельным интересом задавали вопросы врачам. Если ведущий не разбирается в теме – интересного диалога просто не получится. Можно также приглашать известную личность – это позволит увеличить охват, либо человека, имеющего опыт работы на радио. Помните, что подкасты должны отличаться от радиопередачи и быть похожи на дружеский разговор.  

В качестве экспертов мы приглашали врачей (педиатров, иммунологов, аллергологов) с высокой квалификацией и безупречной репутацией. Искали их на форумах с отзывами о врачах, смотрели их медийность и активность в сети. Дело в том, что на нас, как на создателях контента, лежала огромная ответственность. Если бы мы допустили хоть одну ошибку – мамы бы это заметили, и негативная реакция могла бы нанести ущерб репутации бренда. И наоборот, полезные и качественные ответы повышают доверие к эксперту и к самому бренду.  

Лайфхак в работе с экспертами: перед тем, как договориться о записи, попросите прислать голосовое сообщение с ответом на один из вопросов по теме. Голос спикера должен быть приятным. В противном случае – подкаст просто не будут слушать. 


Шаг 3: Рассчитайте бюджет 

Над одним подкастом работает несколько специалистов – сценарист, звукорежиссер, монтажер, ведущий и эксперт. Поэтому в смету нужно закладывать оплату труда каждого из них, а также аренду студии. 

Если вы планируете записывать подкасты не один год, то, возможно, вам будет выгоднее самим оборудовать студию. Это может быть небольшое помещение с  правильной акустикой: чтобы шумы не влияли на качество звука, используйте звукоизоляционные панели. Также вам понадобится закупить оборудование: микрофоны, наушники, стойки, звуковую карту и т.д. 

Как бренду запустить свой подкаст и сделать его успешным: 5 шагов


Шаг 4: Запишите подкаст 

Мы не всегда можем спрогнозировать, как пойдет беседа. Между ведущим и экспертом должен завязаться живой, интересный разговор, поэтому не стоит делать строгий сценарий. Просто определите тему и ключевые вопросы. Хотя тут есть и обратная сторона – некоторые подкасты нам приходилось перезаписывать, поскольку беседа отходила от запланированной темы. Кроме того, нам нужно было учитывать, что бренд работает с мамами и малышами, поэтому и риторика должна быть соответствующей – дружественной, благожелательной и без сарказма.

Перед записью подкаста можно обсудить с приглашенным гостем не только тему, но и вашу целевую аудиторию. Например, мы вели запись в Екатеринбурге, и эксперт начал говорить в духе: «У нас же тут ужасный климат и плохая экология». Жители Краснодара нас вряд ли бы поняли.  

Приготовьтесь и к тому, что в речи экспертов встречается много «мусора» и слов-паразитов: «типа», «как бы», протяжные «э» и так далее. Все это нужно вырезать при монтаже и обговаривать со спикерами заранее, чтобы они старались избегать таких слов. 

В нашем случае запись разговора длилась 1-1,5 часа в зависимости от темы. Около одного дня уходило на монтаж, на выходе мы получали выпуск хронометражем 20-40 минут. 


Шаг 5: Продвигайте подкаст 

За полгода мы выпустили шесть подкастов на платформе VK. В первый же день выпуск послушали несколько сотен мам, а органический охват составил около 8 тысяч человек. Мы сразу  заметили высокую активность – мамы начали делиться записями с подругами, комментировать, задавать вопросы под постами. В тот момент мы поняли, что очень точно попали в запрос целевой аудитории. 

Нашей основной задачей было увеличение вовлеченности –  получить больше комментариев в сообществе и отметок «Мне нравится», поэтому одним «сарафанным радио» было не обойтись. Дополнительно мы решили запустить таргетированную рекламу ВКонтакте. Поскольку посты были с вложением в виде самого подкаста, то больше всего нам подходил формат «Универсальной записи». Мы таргетировали его по интересам мам и тематическим сообществам, в том числе по сообществам конкурентов.

Еще одна важная деталь. Если вы запускаете подкаст в сообществе ВКонтакте, то вашей аудитории автоматически придет уведомление о новой серии — это возможность еще раз напомнить о себе. 




Читайте также: Сотрудники компании и их соцсети: как превратить их в «клондайк» возможностей для бренда




Результат

Всего за полгода общий охват страницы ВКонтакте составил 2,7 млн пользователей. В среднем один выпуск набирал около 250 комментариев – это в десятки раз больше, чем под обычным постом. Вовлеченность в сообществе увеличилась на 1340%, а на паблик Bebi Premium подписалось более 5 тысяч человек. 

Подкасты – это формат дополнительного контента, который помогает решать задачи бизнеса. Спросите себя, какой результат хотите получить? Повысить вовлеченность текущей аудитории? О чем-то ее проинформировать? Или найти новых клиентов?

Мы уверены, что в будущем подкасты станут одним из ключевых методов формирования собственного комьюнити и повышения экспертности бренда. Люди устали от традиционной рекламы, а подкасты – это возможность делать качественный и интересный контент для своей аудитории и выстраивать с ней долгосрочные отношения. 

Александр Сафронов, 
Creator Digital-агентства DeltaClick



0
Реклама на New Retail. Медиакит