0/5

Специфика контраста: внутри магазина John Lewis

Специфика контраста: внутри магазина John Lewis
время публикации: 18:00  16 мая 2014 года
Новый магазин John Lewis, расположенный в городе Йорк в Великобритании, стремится попасть в рейтинг BREEAM – самый выдающийся и известный в мире метод оценки экологической эффективности зданий и сооружений. Мы поделимся с вами тем, как могут вместе сосуществовать драматическое освещение и энергетическая эффективность.
За день до открытия новый магазин John Lewis в Йорке наполнен снующими повсюду светотехниками, проводящими последние проверки электрических схем, должных в скором времени работать безупречно.

Пока другие сотрудники занимаются полировкой прилавков, взбиванием подушек и равномерным развешиванием вешалок с одеждой, эта команда, под строгим надзором их главного специалиста Барри Эйлинга, провела здесь последние три дня, все это время занимаясь перемещением, нацеливанием и настраиванием каждого светильника, призванного фокусировать свой луч на товарной выкладке.

JL-05.jpg

Несмотря на все возрастающее волнение перед большим открытием, эти специалисты спокойны и абсолютно уверены в своей работе, продолжающей историю применения светодиодных технологий в магазинах этого бренда, начатую в трех предыдущих торговых точках.

В новом магазине в Йорке будут использованы встраиваемые светодиодные модули третьего поколения с поворотным, защелкивающимся механизмом, что позволит в будущем легко менять отражатели в светильниках (это позволяет менять концепцию освещения), без привлечения специалистов-электриков.

Здесь используются два типа модулей: версии с мощностью светового потока, равной 1500 люменам и версии с 3000 люменами. Световой поток обоих модулей соответствует индексу цветопередачи 85 Ra.

«Мы хотели использовать лучшие модули в своем классе. Они были протестированы и испытаны, а их производитель имеет уже довольно длительную положительную историю сотрудничества с нами», - говорит Эйлинг.

JL-03.jpg
                          
Эти модули способны работать 90 000 часов до уровня падения светового потока на 70% от первоначального, и 50 000 часов до падения его мощности на 5%. На их долю приходится примерно 95% от всех светодиодных светильников в магазине, общее количество которых составляет 3400 штук.

По словам Эйлинга, срок окупаемости новых помещений, таких как этот магазин в Йорке, составляет всего два года – при том, что John Lewis обновляет свои магазины раз в семь лет.

Малый масштаб, большие амбиции

Магазин, площадью 8 800 м2, является частью нового «Вангард Шоппинг парк», расположенного на окраине Йорка, и открылся в один день со своими соседями – NEXT и MARKS & SPENCER.

В торговой европейской терминологии его формат известен более как SFLDS, то есть формат небольшого универмага - типичный полноразмерный магазин этого концепции занимает обычно около 14 000 м2.

Как первый магазин John Lewis формата SFLDS, укомплектованный полностью светодиодными светильниками, он претендует на попадание в рейтинг BREEAM в качестве первого розничного предприятия, где осветительная установка будет играть далеко не последнюю роль, ведь ее максимальная потребляемая мощность не превышает 12 Вт/м2, в то время, как, по словам того же Эйлинга, нагрузка в предыдущем магазине сети John Lewis составляет около 18 Вт/м2. Магазин в Йорке также использует солнечные батареи, которые будут обеспечивать до 10% всей потребляемой им электроэнергии.

Однако главной целью при строительстве этого магазина было снижение влияния солнечного освещения на его работу.

Традиционно концепция освещения магазинов такого формата делилась на два формата – собственники выбирали между необходимостью обеспечить общее равномерное освещение, или подобрать дизайн светильников под интерьер.

Как правило, выбор падал на первый вариант по той причине, что, если в магазине происходил сбой электроснабжения, то светильники общего освещения могли мгновенно перезапуститься, в то время как светильникам с газоразрядными источниками для этого требовалось какое-то время.

JL-07.jpg

Со светодиодными технологиями такая головная боль отпадает, ведь эти светильники перезапускаются (включаются) мгновенно, и сразу на полную мощность, т.е. без разогрева.

В дополнении нужно сказать, что новая светодиодная система позволяет использовать себя не на полную мощность в те моменты, когда магазин закрыт и находится на обслуживании – допустим, на его территории проводится уборка. По словам Эйлинга, в обычных случаях это добавляет еще около 2 Вт/м2 нагрузки к той, что магазин потребляет в свое полноценное рабочее время. 

Добавление драматичности в торговое пространство

Изолировав влияние солнечного и дневного света на торговое пространство, концепция освещения магазина основывается на создании высокой контрастности в интерьере. Средний уровень освещенности здесь составляет 700 Лк, минимальный порог которого находится в пределах 150 Лк, а максимальные значения доходят до 2000 Лк.

«В рознице, как в театре», - говорит Эйлинг. - «С представленной в магазине продукцией и нашими покупателями это прекрасно сочетается. Мы как раз стремились избежать плоского, мягкого освещения, с которым вы сталкиваетесь в любом крупном и недорогом супермаркете. Для нас это больше наш имидж и наши эмоции».

JL-08.jpg

Сдвоенные светильники карданного типа встроены в потолок на расстоянии 2,4 м друг от друга. Потолочное пространство варьируется в зависимости от назначения того или иного уголка магазина, поэтому в некоторых залах светильники встроены в гипсокартон. Там же, где есть открытые светильники, светотехнические короба используются и для вспомогательных функций, таких как аварийное освещение.

Если необходимо – к примеру, в местах повышенного скопления товаров, или с целью выравнивания эффекта контраста – добавлены шинопроводные системы или отдельные прожектора. Светодиодные модули с мощностью светового потока 1500 Лм распространяют лучи шириной 15°, в то время как модули с показателями в 3000 Лм, расположенные по периметрам или направленные на отдельно стоящие дисплеи, светят в более широком, 40-ка градусном угле.

JL-10.jpg

Все светильники создавались специально для John Lewis и выкрашены в тот же дымчато-серый цвет, что и шинопроводные системы, лотки и потолок, а электропитание их обеспечивается через отдельно смонтированные конвертеры. Все светильники магазина управляются через единую систему управления освещением, которая в свою очередь помогает отслеживать работоспособность всей светотехнической установки удаленно, прямо из штаб-квартиры John Lewis, расположенной в Лондоне.

В одном из залов этого магазина используется подвесное декоративное освещение, с использованием светодиодных ламп. Все используемые здесь светильники – дело рук светотехнического департамента John Lewis.

В примерочных кабинах используются те же светодиодные модули, свет которых отражается от зеркал, что, по словам Эйлинга, обеспечивает приятное, комфортное, и вместе с тем прохладное освещение. В складских помещениях установлены светодиодные лампы-ретрофиты, повторяющие формы трубчатых люминесцентных ламп, со светоотдачей 180 Лм на ватт.

JL-02.jpg

Использование высококонтрастного освещения означает, что когда магазин откроется, большая ответственность за его обслуживание будет лежать на визуальных мерчендайзерах, которые будут использовать специальный инструмент – высокие шесты для нацеливания прожекторов вместо стремянных лестниц – позволяющий им менять углы света и положение светильников, в зависимости от смены экспозиции товаров в торговом зале. Отдельные светодизайнеры были наняты для создания концепции освещения архитектурных элементов центральной лестницы магазина.

По причине ограниченного бюджета здесь используются специальные люминесцентные лампы, однако этот эффект привносит необычное настроение и создает волны света, поднимающиеся вверх по лестнице каскадом, над головами покупателей.

«Если вы хотите действительно создать что-то необычное, попробуйте использовать для этого стандартные вещи. Если посмотреть на план магазина, лестница находится в его задней части, и нам действительно хотелось привлечь к ней внимание клиентов, сделать так, чтобы им хотелось ходить по ней или находиться поблизости», - говорит дизайнер Пол Налти. - «Когда вы ходите вокруг нее, вашему взору предстают ее различные элементы, и мы надеемся, что этот эффект будет служить еще долго во благо магазина».

Материал подготовил эксперт по торговому освещению Григорий Козлов
0
Реклама на New Retail. Медиакит