Специфика контраста: внутри магазина John Lewis
время публикации: 18:00 16 мая 2014 года
Новый магазин John Lewis, расположенный в городе Йорк в Великобритании, стремится попасть в рейтинг BREEAM – самый выдающийся и известный в мире метод оценки экологической эффективности зданий и сооружений. Мы поделимся с вами тем, как могут вместе сосуществовать драматическое освещение и энергетическая эффективность.
Пока другие сотрудники занимаются полировкой прилавков, взбиванием подушек и равномерным развешиванием вешалок с одеждой, эта команда, под строгим надзором их главного специалиста Барри Эйлинга, провела здесь последние три дня, все это время занимаясь перемещением, нацеливанием и настраиванием каждого светильника, призванного фокусировать свой луч на товарной выкладке.
Несмотря на все возрастающее волнение перед большим открытием, эти специалисты спокойны и абсолютно уверены в своей работе, продолжающей историю применения светодиодных технологий в магазинах этого бренда, начатую в трех предыдущих торговых точках.
В новом магазине в Йорке будут использованы встраиваемые светодиодные модули третьего поколения с поворотным, защелкивающимся механизмом, что позволит в будущем легко менять отражатели в светильниках (это позволяет менять концепцию освещения), без привлечения специалистов-электриков.
Здесь используются два типа модулей: версии с мощностью светового потока, равной 1500 люменам и версии с 3000 люменами. Световой поток обоих модулей соответствует индексу цветопередачи 85 Ra.
«Мы хотели использовать лучшие модули в своем классе. Они были протестированы и испытаны, а их производитель имеет уже довольно длительную положительную историю сотрудничества с нами», - говорит Эйлинг.
Эти модули способны работать 90 000 часов до уровня падения светового потока на 70% от первоначального, и 50 000 часов до падения его мощности на 5%. На их долю приходится примерно 95% от всех светодиодных светильников в магазине, общее количество которых составляет 3400 штук.
По словам Эйлинга, срок окупаемости новых помещений, таких как этот магазин в Йорке, составляет всего два года – при том, что John Lewis обновляет свои магазины раз в семь лет.
Малый масштаб, большие амбиции
Магазин, площадью 8 800 м2, является частью нового «Вангард Шоппинг парк», расположенного на окраине Йорка, и открылся в один день со своими соседями – NEXT и MARKS & SPENCER.
В торговой европейской терминологии его формат известен более как SFLDS, то есть формат небольшого универмага - типичный полноразмерный магазин этого концепции занимает обычно около 14 000 м2.
Как первый магазин John Lewis формата SFLDS, укомплектованный полностью светодиодными светильниками, он претендует на попадание в рейтинг BREEAM в качестве первого розничного предприятия, где осветительная установка будет играть далеко не последнюю роль, ведь ее максимальная потребляемая мощность не превышает 12 Вт/м2, в то время, как, по словам того же Эйлинга, нагрузка в предыдущем магазине сети John Lewis составляет около 18 Вт/м2. Магазин в Йорке также использует солнечные батареи, которые будут обеспечивать до 10% всей потребляемой им электроэнергии.
Однако главной целью при строительстве этого магазина было снижение влияния солнечного освещения на его работу.
Традиционно концепция освещения магазинов такого формата делилась на два формата – собственники выбирали между необходимостью обеспечить общее равномерное освещение, или подобрать дизайн светильников под интерьер.
Как правило, выбор падал на первый вариант по той причине, что, если в магазине происходил сбой электроснабжения, то светильники общего освещения могли мгновенно перезапуститься, в то время как светильникам с газоразрядными источниками для этого требовалось какое-то время.
Со светодиодными технологиями такая головная боль отпадает, ведь эти светильники перезапускаются (включаются) мгновенно, и сразу на полную мощность, т.е. без разогрева.
В дополнении нужно сказать, что новая светодиодная система позволяет использовать себя не на полную мощность в те моменты, когда магазин закрыт и находится на обслуживании – допустим, на его территории проводится уборка. По словам Эйлинга, в обычных случаях это добавляет еще около 2 Вт/м2 нагрузки к той, что магазин потребляет в свое полноценное рабочее время.
Добавление драматичности в торговое пространство
Изолировав влияние солнечного и дневного света на торговое пространство, концепция освещения магазина основывается на создании высокой контрастности в интерьере. Средний уровень освещенности здесь составляет 700 Лк, минимальный порог которого находится в пределах 150 Лк, а максимальные значения доходят до 2000 Лк.
«В рознице, как в театре», - говорит Эйлинг. - «С представленной в магазине продукцией и нашими покупателями это прекрасно сочетается. Мы как раз стремились избежать плоского, мягкого освещения, с которым вы сталкиваетесь в любом крупном и недорогом супермаркете. Для нас это больше наш имидж и наши эмоции».
Сдвоенные светильники карданного типа встроены в потолок на расстоянии 2,4 м друг от друга. Потолочное пространство варьируется в зависимости от назначения того или иного уголка магазина, поэтому в некоторых залах светильники встроены в гипсокартон. Там же, где есть открытые светильники, светотехнические короба используются и для вспомогательных функций, таких как аварийное освещение.
Если необходимо – к примеру, в местах повышенного скопления товаров, или с целью выравнивания эффекта контраста – добавлены шинопроводные системы или отдельные прожектора. Светодиодные модули с мощностью светового потока 1500 Лм распространяют лучи шириной 15°, в то время как модули с показателями в 3000 Лм, расположенные по периметрам или направленные на отдельно стоящие дисплеи, светят в более широком, 40-ка градусном угле.
Все светильники создавались специально для John Lewis и выкрашены в тот же дымчато-серый цвет, что и шинопроводные системы, лотки и потолок, а электропитание их обеспечивается через отдельно смонтированные конвертеры. Все светильники магазина управляются через единую систему управления освещением, которая в свою очередь помогает отслеживать работоспособность всей светотехнической установки удаленно, прямо из штаб-квартиры John Lewis, расположенной в Лондоне.
В одном из залов этого магазина используется подвесное декоративное освещение, с использованием светодиодных ламп. Все используемые здесь светильники – дело рук светотехнического департамента John Lewis.
В примерочных кабинах используются те же светодиодные модули, свет которых отражается от зеркал, что, по словам Эйлинга, обеспечивает приятное, комфортное, и вместе с тем прохладное освещение. В складских помещениях установлены светодиодные лампы-ретрофиты, повторяющие формы трубчатых люминесцентных ламп, со светоотдачей 180 Лм на ватт.
Использование высококонтрастного освещения означает, что когда магазин откроется, большая ответственность за его обслуживание будет лежать на визуальных мерчендайзерах, которые будут использовать специальный инструмент – высокие шесты для нацеливания прожекторов вместо стремянных лестниц – позволяющий им менять углы света и положение светильников, в зависимости от смены экспозиции товаров в торговом зале. Отдельные светодизайнеры были наняты для создания концепции освещения архитектурных элементов центральной лестницы магазина.
По причине ограниченного бюджета здесь используются специальные люминесцентные лампы, однако этот эффект привносит необычное настроение и создает волны света, поднимающиеся вверх по лестнице каскадом, над головами покупателей.
«Если вы хотите действительно создать что-то необычное, попробуйте использовать для этого стандартные вещи. Если посмотреть на план магазина, лестница находится в его задней части, и нам действительно хотелось привлечь к ней внимание клиентов, сделать так, чтобы им хотелось ходить по ней или находиться поблизости», - говорит дизайнер Пол Налти. - «Когда вы ходите вокруг нее, вашему взору предстают ее различные элементы, и мы надеемся, что этот эффект будет служить еще долго во благо магазина».
Материал подготовил эксперт по торговому освещению Григорий Козлов
0
Последние новости
Самое популярное
- Кейс: Теряли деньги в несезон из-за текучки продавцов, а потом внедрили корпорат...
- Кейс сети «ВинЛаб»: как быстро масштабировать торговую сеть
- «В1» от Магнита планирует завоевать рынок в 2024-ом: возможно ли это?
- Продажи на российских маркетплейсах: тренды и бренды-лидеры в основных категория...
- Гид по Russian Retail Show и Выставке Retail TECH 2024: спланируйте участие с ма...