Пока что участники рынка воздерживаются от конкретных оценок по данной инициативе.
С 1 января 2016 года должен был вступить в силу законопроект, обязывающий ритейлеров устанавливать в магазинах специальные электронные кассы, которые в режиме реального времени передают информацию о покупке в Федеральную налоговую службу (ФНС). Однако срок действия законопроекта определен как «через месяц после его опубликования», пишет «Коммерсант».
По данным издания, в Госдуму был внесен законопроект о поэтапном переводе бизнеса на контрольно-кассовую технику, передающую информацию о расчетах в ФНС в режиме онлайн. Как следует из пояснительной записки, с 1 апреля 2016 года онлайн-ККТ (контрольно-кассовая техника) можно будет использовать добровольно, до 1 июля 2017 года необходимо будет обновить всю действующую ККТ, а с 1 января 2018 года требования распространятся и на предпринимателей, сейчас работающих в налоговых спецрежимах без ККТ.
Как отмечают власти, переход ККТ на онлайн-кассы делается для снижения доли теневого оборота наличности и увеличения налоговых поступлений в бюджет.
В порядке эксперимента онлайн-кассы уже опробованы в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Тестирование с участием таких торговых сетей, как «Азбука вкуса», «М.Видео», «Перекресток», «Метро Кэш энд Кэрри», длилось с августа 2014 по февраль 2015 года.
Представители бизнеса пока расходятся в оценках своих ожиданий от подобных новаций. «Точно легче будет производителям кассовых аппаратов — они получат гарантированный объемный сбыт своей продукции. Возможно (но только в условиях устойчивого экономического положения), неплохо было бы и для торговых сетей, особенно если бы они получили налоговые вычеты на приобретение новых кассовых аппаратов. Ну и совсем хорошо, если бы каким-то образом к базе данных, полученной в результате внедрения новой системы, получили доступ сами торговые сети. Это позволило бы им четче оценить ситуацию на рынке, динамику спроса. Постепенный уход от бумажной отчетности — объективная реальность, но насколько она полезна для государства и компаний, будет понятно позднее»,— считает сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев.
«Мы подключались к этой программе в тестовом режиме, но ощутить что-то положительное или отрицательное не успели. В целом считаю внедрение этой идеи делом хорошим. Лекарство — продукт социально значимый, и контроль за его реализацией должен быть существенным. Пострадают от этого только те, кто привык работать мимо кассы»,— предполагает генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.