0/5

Какие технологии работают в ритейле, а какие — нет

Какие технологии работают в ритейле, а какие — нет
время публикации: 09:00  31 июля 2023 года
Что из цифровых решений сработало и продолжает работать на развитие ритейла, а что оказалось «пшиком»? Почему далеко не все технологии подходят для задач развития бизнеса в сфере торговли? На что делать ставку в 2023 году?
Какие технологии работают в ритейле, а какие — нетРассказывает директор технологических проектов ритейла компании Axenix Григорий Акулов.

Ритейл представляет собой одну из самых динамичных отраслей в плане потенциала цифровизации. По крайней мере, так считалось еще совсем недавно. Количество хайтек-стартапов в ритейле в пандемийные годы зашкаливало. 

Ставка делалась на все — от AR/VR-решений для «умных» зеркал, примерочных комнат и шоурумов до различных модификаций «умных полок», интерактивных ценников и возможностей метавселенных. Миллиарды вкладывались в цифровизацию торговли. 
 
Однако сегодня стало очевидно, что эпоха «романтических» инвестиций в модные технологии для развития ритейла завершена. Многие громкие и разрекламированные направления не взлетели, и отраслевая цифровизация свернула на путь, по которому двигается общая цифровизация экономики. 

Хайп завершился, все перешло к рациональности и оптимизации в рамках понятных для бизнеса циклов «инвестиции-отдача». В «футуристические» проекты инвестиций все меньше. Все хотят ответа на один простой вопрос: что конкретная технология реально изменит в моем бизнесе. 


Факторы изменений: подлинные и мнимые

 
На подлинную глубокую трансформацию ритейла влияет не так много факторов или событий. Прежде всего, это непосредственно развитие интернета и компьютеризация — повсеместный широкополосный доступ, соцсети и платформы медиаконтента. 

Далее, огромный импульс торговле в цифровом пространстве придала пандемия и вызванная ею «удаленка» во всех ее проявлениях (интернет-шоппинг, доставка).

Наконец, сегодня мы наблюдаем появление еще одного ключевого фактора влияния — генеративного ИИ (ChatGPT, Midjourney и др.).

Все остальные факторы являются следствием эволюционного развития — появляется конкретная задача, которая отрабатывается наиболее подходящей технологией. Сценариев, при которых технология меняет характер отраслевых задач и пути самого развития целой индустрии, исторически всегда было крайне мало. 

Так, весьма внушительные (на бумаге) возможности дополненной и виртуальной реальности на деле ни к какой революции не привели. Хотя профильные стартапы активно развивались последние пять лет, конвертировать прототипы в практические решения в массе своей не удалось. Не получилось масштабного перехода на роботизированную доставку — курьеры пока гораздо надежнее и дешевле.

Пока в ритейле не прижились и метавселенные: даже самоизоляция не стала достаточным драйвером развития технологии. Скорее наоборот, люди пресытились виртуальными пространствами и стремятся общаться в реальном. 


Работает? Не трогай!


Руководители розничных сетей и магазинов хотят понимать, как их бизнес будет выглядеть через X лет при Y инвестиций в цифровые инструменты, и сколько реальной финансовой отдачи принесут проекты цифровизации. 

В России на любой технологический проект накладываются реалии рынка труда, особенно когда речь идет о регионах. Если время работы человека дешевле, чем затраты на внедрение, эксплуатацию и поддержку цифрового решения, то так ли целесообразно его внедрять?

Сегодня ритейлеры рассматривают лишь такие проекты цифровизации, которые могут принести реальную пользу в обозримые сроки. 


Что происходит 

 
Изменения бизнес-ландшафта и очевидное усложнение процессов в розничной торговле меняют и требования к технологиям. На каких тенденции стоит обращать внимание, какие технологии подходят для задач развития бизнеса в сфере торговли?      

Изменились подходы к управлению данными и к их защите — как к персональным, так и к корпоративным данным экономического характера. Существенно возросла роль кибербезопасности, данные унифицируются и централизируются. 

Вектор развития здесь направлен в сторону формирования единого источника информации — маркировка товаров, их отслеживание, цифровые профили покупателей, подрядчиков и партнеров. В сочетании, например, с цифровыми валютами Банка России это может стать мощным инструментом трансформации. 

Переезд в облака в РФ только начинается. В свете ухода зарубежных гиперсклейлеров появился активный интерес к возможностям облачных платформ наших провайдеров. Облака помогут СМБ-игрокам преодолеть недостаток собственных ИТ-ресурсов, а крупным компаниям — извлечь максимум пользы из работы с данными, при условии наличия механизмов правового регулирования и нативных облачных инструментов (платформ). 

Serverless-подходы в ритейле (да и в целом в экономике) должны получить отражение в правовом поле для более активной адаптации.

Какие технологии работают в ритейле, а какие — нет

RPA-решения — цифровые двойники и замена человека машиной. Штурмом рынок они не взяли, но прочно на нем закрепились и продолжают развиваться. 

Их присутствие в отрасли ощутимо: онлайн-помощники и различные голосовые ассистенты развиты настолько, что способны вызывать эмпатию в человеке. Дети дружат с «Алисой», а взрослые не могут прервать разговор с роботом, пока не завершится сценарий общения, а также воздерживаются от грубостей.

Кастомные программные решения. Ритейл в сутевом отношении не меняется, но вот процессы в нем становятся сложнее. Для их цифровизации нужны custom build инструменты, которые позволяют стабилизировать работу с новым уровнем сложности бизнеса – данными, процессами, регулированием. 

Разработка движется в сторону общих отраслевых платформ. Целевой аудиторией являются крупные игроки, которые могут позволить себе участие в создании таких платформ, а также имеют запрос на их функциональные возможности. 

Традиционная розница (продовольственный сегмент) около 10 лет назад покрывала 75% рынка, организованная (сети) забирала остальной рынок, тогда как сегодня это соотношение составляет 55% на 45%. Средним и мелким игрокам условная «ERP из «коробки» не нужна, их путь — SaaS-решения в облаке.




Читайте также: 5 способов увеличить продажи в рознице с помощью продвинутой аналитики (разберём кейсы)




Чего ещё ждать?


Ритейл будет делиться все большим объемом данных в облаках с третьим сторонам, что откроет новые окна возможностей для развития. Например, через продуманную работу с данными можно получить подлинную персонализацию, о которой, кстати, говорят уже не первый год, а достичь ее не получается. 

Пока в цифровой среде она чаще всего реализуется в виде спама контекстной рекламой после разового запроса в поисковике. Введение единых источников данных позволило бы избавиться от дубликатов профилей пользователей и товарных наименований, что даст возможность ритейлерам персонализировать предложения с точностью лазерного прицела. 


Задачи для ИИ 


Общий тренд для всей отрасли состоит в том, что люди устали от богатства выбора и не хотят тратить время на принятие решения. Никто больше не хочет проводить лишнее время в магазине. 

У человека складывается традиционный набор любимых продуктов, которые затем и приобретаются в рутинном режиме. Этот тренд потребует отработки через оптимизацию шоппинг-миссий, качества работы кассовых линий, решений для самообслуживания. 

Спектр таких задач вполне может взять на себя ИИ. Технологии этого класса могут самостоятельно обрабатывать данные и конвертировать их в различные готовые решения – оптимальный клиентский путь, новые процессы и даже наметки новых перспективных бизнес-направлений. 

Генеративный искусственный интеллект поможет ритейл-компаниям продвинуться на пути формирования собственных ИТ-практик и экспертиз. 

Правильные вопросы, сформулированные компетентным бизнес-экспертом, позволят написать в том же ChatGPT полностью рабочий программный код под тестируемую бизнес-функциональность. 

Это позволит отрабатывать простые рабочие сценарии типа «открывай письма с определенными атрибутами в почте», «ищи определенные ключевые слова», «отправь бухгалтеру» и многие другие. Если добавить к этому возможности low-code платформ, разработчики уровня junior перестанут быть нужны бизнесу. 


Экосистемы а-ля финтех


Ритейл-игроки так или иначе становятся ИТ-компаниями, создающими свои цифровые платформы для упрощения интеграции с партнерами, контрагентами и упрощения взаимодействия с потребителями. 

Подходящий формат для такого направления развития — цифровые экосистемы. Маршрут очень напоминает то, что в свое время произошло в финтехе. Стратегия позволяет бизнес-департаментам укрупняться и решать задачи своего роста через ИТ более эффективно.

Скорость движения по такому пути будет зависеть как от внутренней воли и компетенций, так и от готовности сотрудничать с консалтинговыми компаниями, которые накопили достаточный отраслевой опыт.

Григорий Акулов,
директор технологических проектов ритейла компании Axenix.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит