0/5

Продающее пространство: главные правила зонирования магазина

Продающее пространство: главные правила зонирования магазина
время публикации: 09:10  26 ноября 2015 года
Как выделить горячие зоны? Где расположить примерочные и кассы? О том, как зонировать магазин так, чтобы максимально увеличить продажи рассказывает заместитель генерального директора компании Projectline Екатерина Агатова.

Зонирование торговой площади начинается с товара и четко подчиняется его особенностям: линиям коллекции, количеству и логике представления. Не стоит идти к архитектору только с планом помещения и рассказом о красоте и качестве вашего товара. Специалист должен получить от вас товарную матрицу, четкое описание товара по количеству, линиям, ценовой категории. Архитектор должен узнать, на какие группы товаров вы делаете основную ставку по продажам, вашу целевую аудиторию и ваше видение работы магазина. Важно, чтобы у вашего архитектора был опыт работы с торговыми пространствами, поскольку это очень узкая специализация. Не стоит приглашать для этой работы дизайнера интерьеров, даже если он прекрасно оформил вашу квартиру.

Многое зависит от помещения. В торговых комплексах, как правило, торговые площади имеют более четкую конфигурацию, поэтому их проектировать проще. Помещения стрит-ритейла часто переделываются из жилого фонда или производственных площадей, их планировка более сложная. Но основные правила проектирования одинаковы для всех типов, именно о них и пойдет речь.


5ac41052e1d36910ea770eecb169f16a.jpg


ПРАВИЛО №1. Горячая зона

Вспомните свой маршрут при входе в магазин. В 90% случаев вы поворачиваете направо и идете против часовой стрелки. На этот счет существует много теорий, но для нас сейчас важен сам факт. Раз траектория движения идет против часовой стрелки, то самый выигрышный товар стоит расположить в этой части магазина. Это и есть «горячая зона», где нужно представить ваш самый интересный товар. Внимание посетителей нужно захватывать с первых шагов, иначе потенциальные покупатели сразу покинут магазин. 

Исключение составляют некоторые конфигурации помещений, например, если напротив входа окажется кусок стены или колонна, или проход направо окажется сильно уже, чем налево. В таких частных случаях нужно почувствовать, куда вас тянет больше, и отнестись к планированию более тщательно.


cc750199d5365ad45c04105b7c316509.jpg


ПРАВИЛО №2. «Мертвая» зона

Входя в магазин, посетитель не сразу адаптируется - первые 4-5 шагов нужны, чтобы осмотреться, поэтому 2-2,5 метра стены по ходу движения, скорее всего, окажутся "мертвой зоной". На товары здесь не очень обращают внимание, поэтому не стоит располагать здесь предполагаемые хиты продаж. Это место больше подойдет под часть базовой коллекции, имиджи или зеркала. Больших продаж в «мертвой« зоне ожидать не стоит. 


9c3bcd65f0d9648e107e32847d69729f.jpg


ПРАВИЛО №3. Базовая коллекция

После хитов продаж по ходу движения следует располагать вещи из новых коллекций, а уже в глубине зала ближе к примерочным - базовые изделия. Поскольку базовая коллекция - это простые и повседневные вещи, ими легко дополнять одежду, выбранную в горячих зонах и новых коллекциях.


ПРАВИЛО № 4. Примерочные

Располагать примерочные стоит как можно дальше от входа или примерно на во второй трети круга движения, чтобы посетители успели максимально увидеть товар магазина. Ставить их ближе - создавать неудобства для клиентов, поскольку им либо придется заходить в примерочные несколько раз с 2-3 вещами, либо сначала обходить весь магазин, а потом возвращаться. Важно успеть показать, как можно больше товара на удобном маршруте движения и удержать клиента в магазине как можно дольше, чтобы он успел больше купить. 


В зоне примерочных хорошо располагать аксессуары: ремни, сумки, шарфы, бижутерию - они помогут дополнить образ и скоротать время, если образовалась очередь.


ПРАВИЛО №5. Касса

Касса - это самое технологическое место во всем магазине. Имидж создает только приветливый кассир, задача которого оставить у покупателя максимально положительные эмоции в момент «расплаты за грехи жадности тщеславия и любопытства».

Принцип расположения подчиняется жесткой технологии. Касса должна находиться ближе к концу круга движения по магазину, т.е. слева от входа или (для магазинов более 800 кв.м.) в самой глубине торгового зала. Желательно, чтобы ее не было видно при входе в магазин: большая очередь может отпугнуть потенциальных покупателей, а пустая касса с одиноким кассиром - тоже не лучшая мотивация.

От кассовой зоны покупатель ждет максимального удобства и быстрого обслуживания, поэтому дизайнерские изыски здесь не нужны. Она может стать местом дополнительных продаж, но эта тема стоит отдельной статьи.

За кассой находится еще одна «мертвая» зона - «зона потери интереса» - ее можно утеплить с помощью вещей Sale: при выходе только низкая стоимость товара может вызвать интерес.


a5f94014fd9765d1dbf75950a89098ef.jpg


ПРАВИЛО №6. «Правило трапеции»

Гуляя по магазину, посетители замедляются каждые 5-7 шагов (не перепутайте с 5-7 метров, если у вас только не магазин для баскетболистов) и оглядываются. В точках таких остановок стоит располагать торговое оборудование заниженной высоты - стол или вешало, чтобы клиент мог видеть, как можно больше товара на разных уровнях. 

 
И еще пара советов:

Зеркал много не бывает. Они всегда привлекают внимание и тоже являются фактором приостановки движения, позволяя человеку осмотреться. Зеркала также помогают прикинуть на себя вещь, не доходя до примерочных. 

Не забывайте о манекенах. Они прекрасно продают, позволяя понять, как вещь смотрится в реальности, а не вешалке; увеличивают количество продаж, создавая луки, и вносят разнообразие в оформление магазина. Важно, чтобы одежда с манекенов располагалась рядом с ними, чтобы покупатель не тратил время на ее поиски по всему магазину.

Конечно, каждый магазин уникален, у каждого свои особенности и нюансы, но важно помнить, что главная задача - провести покупателей по всему помещению и показать весь ассортимент. Зонирование торговой площади - это один из главных способов презентации бренда и магазина покупателям в лучшем виде. Нужно взять покупателя «за руку и вести как ребенка», а благодарный «ребенок» увеличит вам продажи.  

Екатерина Агатова, 
заместитель генерального директора Projectline

0
Реклама на New Retail. Медиакит