0/5

Технологии всему голова. Топ-10 технологий в ритейле, которые набирают популярность

Технологии всему голова. Топ-10 технологий в ритейле, которые набирают популярность
время публикации: 10:00  09 февраля 2024 года
@Freepik
Ритейл стал конкурентной отраслью, где каждый игрок стремится укрепить свои позиции. Для этого необходимо постоянно внедрять новые технологии, упрощающие рутинные задачи, и оптимизировать производственные процессы. Развитие IT-решений в условиях рыночной турбулентности требует от компаний готовности к изменениям.
Роман Тимаев





Рассказывает Роман Тимаев, директор по инновациям X5 Group.


Топ-10 технологий


Автоматизация и роботизация становятся ключевыми инструментами для повышения эффективности работы. Именно они лежат в основе многих технологий, которые внедряют компании для улучшения бизнес-процессов. Среди самых перспективных технологий в ритейле, которые стали особенно популярны в России и за рубежом, выделим десятку лучших. 

1. Сегодня ритейлеры все больше внимания уделяют роботизации пополнения на складах. Для этого компании используют автоматические системы хранения и перемещения товаров, роботов-манипуляторов для упаковки и разгрузки товаров, а также системы управления и мониторинга складских операций. 

Среди иностранных ритейлеров популярностью пользуются разработки американской компании Locus Robotics, выпускающей мобильных роботов для логистических центров и складов. Они помогают комплектовать заказы и пополнять запасы. Это решение позволяет значительно упростить работу с грузами, увеличить точность сборки и сократить затраты на ручной труд.

2. Внедрение ИИ. Искусственный интеллект активно используется как в российском, так и зарубежном ритейле. X5 Group применяет ИИ во многих операционных процессах, начиная от многофакторных систем моделирования продаж и спроса до маршрутизации доставки продуктов.

Американская компания Walmart также экспериментирует с этой технологией, чтобы помочь покупателям на всех этапах выбора и приобретения товара. Так, новая функция генеративного поиска с помощью ИИ в iOS позволяет искать товары по вариантам использования, а не по названиям продуктов или брендов. Клиент сможет ввести в поисковую строку запрос «день рождения в сказочном стиле» вместо того, чтобы отдельно искать воздушные шары, бумажные салфетки и хлопушки. 

Технологии всему голова. Топ-10 технологий в ритейле, которые набирают популярность
@Freepik

3. Сортировка товаров «без рук» с помощью компьютерного зрения и лазерного сканирования позволяет быстро и точно распределять продукты по размеру, цвету, форме и качеству. В свою очередь это сокращает количество отходов и время, затрачиваемое на ручную сортировку.

Лидерами в области сортировки овощей и фруктов с помощью подобных машин являются Нидерланды, Испания, Италия, Франция, США и Китай. Например, Hortimat, компания из Нидерландов, специально для партнеров из Китая обновила машину для сортировки томатов Aweta, которая может не только определять категорию плодов, но и самостоятельно распределять овощи по разным ящикам для хранения. 

4. Автоматизация распределительных центров. Отечественный ритейлер Х5 Group внедряет технологии для частичной автоматизации работы распределительных центров, а в ближайшим будущем планируем запуск и полностью автоматизированного склада.

В прошлом году компания начала разрабатывать собственное решение голосовой сборки на распределительных центрах. Технология поможет не только повысить производительность работы, но и сократить расходы. ИИ-помощник распознает и синтезирует речь, знает набор команд и может создавать задачи для пополнения товаров. 

На зарубежном рынке технологии полной автоматизации активно использует компания Ocado, крупнейший онлайн-ритейлер в Великобритании. Распределительный центр компании Ocado в городе Хартфордшир полностью автоматизирован и оснащен самыми современными технологиями. В нем используются роботы-манипуляторы, которые перемещают товары по складу и упаковывают их в коробки. Также в распределительном центре применяются системы искусственного интеллекта и машинного обучения, которые позволяют оптимизировать процессы управления запасами и доставки товаров.

5. Планограмма на тепловых картах помогает определить самые популярные зоны в торговых точках и анализировать данные выкладки товаров при помощи цвета. При этом чем более интенсивное движение фиксирует камера, тем теплее отражаемый цвет и наоборот. Таким образом, красным подсвечиваются самые посещаемые зоны, а голубым – места с минимальным трафиком. 

Планограммы также помогают определить, какие товары привлекают внимание покупателей на полках, а какие, наоборот, остаются незамеченными, какие бренды наиболее популярны среди покупателей, а также какие товары конкурируют между собой на полках. Это распространенная технология, которой пользуются не только мировые гиганты – Walmart и Target, но и, к примеру, отечественная сеть «Перекресток».




Читайте также: Шокирующие прогнозы и тренды в ритейле на 2024 год




6. Использование роботов в дарксторах. Некоторые компании внедряют системы, которые управляют дарксторами, а также используют роботов. Последние, в свою очередь, проводят инвентаризацию товаров, собирают заказы и не только. Например, система Autostore отвечает за автоматизированное хранение и перемещение товаров в складских помещениях. Она включает в себя роботизированные краны, конвейеры и ПО, которые позволяют быстро и эффективно перемещать товары по складу, уменьшая время на поиск и их доставку. Также Autostore позволяет увеличить плотность хранения товаров на складе, что экономит пространство и уменьшает расходы на аренду. Технологию внедрило S Group, крупнейшее сообщество продуктовых ритейлеров Финляндии.

Также в дарксторах роботы могут автоматически перемещаться по складу, собирать нужные товары и укладывать их в коробки, наклеивать на них ярлыки с адресами, доставлять товары на заранее заданные места для дальнейшей отправки курьерами. Это позволяет сократить время, затрачиваемое на доставку товаров до курьерской службы, и уменьшить вероятность ошибок.

Технологии всему голова. Топ-10 технологий в ритейле, которые набирают популярность
@Freepik

7. Все больше ритейлеров открывают магазины без продавцов, где покупатель при входе в магазин сканирует qr-код в приложении, затем берет нужные продукты и выходит через специальный турникет. При этом оплата списывается с карты автоматически.

Первый магазин без продавцов появился в США в 2016 году. Это был магазин Amazon Go, который находился в Сиэтле. После этого появились аналогичные магазины в городах других стран, включая Китай, Японию и Южную Корею. Сегодня больше всего магазинов без продавцов находится в Китае. Их количество превышает 5000 точек. В ближайшее время иностранные и отечественные ритейлеры продолжат открывать новые магазины без кассиров.  

8. Применение роботов для проверки товаров на полках магазинов. Американский BJ внедряет роботов для сбора изображений товаров на полках магазинов. Автономные транспортные средства сканируют проходы, собирают изображения товаров на полках магазинов и используют эти данные для отслеживания уровня запасов, а, следовательно, и мониторинга цен. 

9. Определение возраста покупателей по биометрии. Камеры, установленные в магазине, могут снимать изображения покупателей и передавать их на компьютер, где происходит анализ черт лица и определение возраста. Алгоритм распознавания лиц может использовать различные параметры для определения возраста, такие как форма лица, носа и рта, расположение их относительно друг друга и пропорции лица. 

Отечественные ритейлеры хотят применять новую технологию в своих магазинах. Этим летом крупные ритейлеры направили запрос в Минцифры о возможности использовать биометрические персональные данные для подтверждения возраста покупателей алкоголя и табака через КСО. Предполагается, что это позволит разгрузить сотрудников.

10. Автоматические системы хранения товаров повышают безопасность сотрудников. Amazon интегрирует систему, которая позволит идентифицировать, хранить и перемещать товары на 75% быстрее. Так, Amazon сможет быстрее выставлять товары на продажу, что принесет пользу как продавцам, так и покупателям. Кроме того, технология поможет снизить риски травм сотрудников, поскольку роботы доставляют товары на комфортной высоте между серединой бедра и серединой груди. Благодаря этой системе сотрудникам больше не придется регулярно поднимать руки над головой или приседать, чтобы собирать заказы.

Тренд на внедрение новых технологий в ритейле со временем будет только увеличиваться. И во многом от того, насколько компания будет активно применять современные решения, зависит ее успех на рынке.

Роман Тимаев, 
директор по инновациям X5 Group.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит