0/5

Возвращение электронных кошельков: почему это новый тренд для маркетплейсов

Возвращение электронных кошельков: почему это новый тренд для маркетплейсов
время публикации: 10:00  06 февраля 2024 года
@freepik
Как электронные кошельки стали поводом для более выгодных покупок и позволили финансово разгрузить и покупателей, и маркетплейсы. Атавизм трансформировался в тренд.
Возвращение электронных кошельков: почему это новый тренд для маркетплейсовМаркетплейсы наращивают базу клиентов и селлеров, а вместе с ней и обороты: только за первое полугодие 2023 года Wildberries и Ozon выросли на 35 %. На фоне активного роста маркетплейсы начинают улучшать покупательский опыт и предлагают инновационные решения. Одно из нашумевших — электронный «WB кошелек» для оплаты товаров на крупнейшем маркетплейсе России.

Сергей Смирнов, директор по развитию бизнеса в Монете, рассказывает, зачем маркетплейсы создают собственные электронные кошельки. 


Кратко: зарождение и развитие электронных кошельков в России


В 2000–2010-х гг., когда основным финансовым инструментом были наличные, появился запрос на платежный инструмент онлайн. Платежные карты были еще не так популярны, поэтому нишу заняли нерегулируемые в то время электронные кошельки — WebMoney, ЮMoney, QIWI, Монета. 

Ситуация изменилась в 2011 году: вышел Федеральный закон № 161-ФЗ, который урегулировал использование электронных кошельков. Банки начали активно предлагать карточные продукты, которые оказались более удобными, выгодными (во многом за счет бонусов) и более функциональными. К концу 2010-х электронные кошельки типа Qiwi или ЮMoney фактически стали атавизмом для гиков. Их использовали в основном для оплаты узкого спектра услуг, например, в онлайн-играх. 


Возрождение электронных кошельков в eCommerce


Несмотря на «победу» банковских карт, электронные кошельки начали появляться на торговых площадках. Так уже в 2015-м году Монета выпустила whitelabel-кошелек, который встраивается в онлайн-магазин через API. Большинство маркетплейсов подхватили тренд с появлением СБП (системы быстрых платежей) в 2019 году. 

Ozon, например, запустил Ozon Card, которую можно было пополнить через приложение, и сервис Ozon Invest. Позже маркетплейс добавил встроенный онлайн-кошелек Ozon Счет, который стал началом перерождения Ozon Card в более функциональный продукт. Примерно в то же время Wildberries презентовал собственную виртуальную банковскую карту. 


Почему маркетплейсам выгодно создавать собственные электронные кошельки?


Традиционно маркетплейсы проводили финансовые транзакции с помощью интернет-эквайринга. Но с учётом того, что ставки могут достигать 3%, бизнес начал рассматривать альтернативные способы оплаты. Электронные кошельки позволяют не только сэкономить на комиссии за транзакцию, но и зарабатывать: 

Экономия операционных расходов

Когда пользователь пополняет свой электронный кошелек через СБП, он совершает C2C-платёж: он бесплатный и для пользователя, и для маркетплейса. Последний экономит на комиссии от 0,4% до 3%.

Возвращение электронных кошельков: почему это новый тренд для маркетплейсов

Дополнительный источник монетизации

Маркетплейсы могут превратить электронные кошельки в самостоятельный финтех-продукт. Например, Ozon уже ищет топ-менеджера для разработки стратегии Premium banking для физических лиц. Для маркетплейса это возможность дополнительной монетизации финансового решения и еще один источник заработка на многомиллионной аудитории. Вот несколько источников дохода:

Проведение платежей. Маркетплейс может предложить ретейлерам или онлайн-агрегаторам более выгодную комиссию, чем у эквайринг-сервиса. По нашим оценкам, экономия за проведение операции для ретейлера может достигать 50%.  

У маркетплейсов большая аудитория: например, у Ozon она превысила 39 млн активных пользователей во втором квартале 2023 года. Учитывая, что примерно половина платежей на платформе проходят через Ozon Карту, сервис предоставляет доступ практически к 20 млн активных пользователей. 

Взращивание лояльности. Маркетплейс может внедрить бонусные программы, чтобы повысить лояльность клиентов. Например, запустить кешбэк от покупок через финтех-сервис eCom платформы. В итоге у покупателя всегда остаются средства в экосистеме маркетплейса, а значит шанс повторных покупок через эту платежную систему увеличивается. 


Как маркетплейсы запускают собственные электронные кошельки?


Возвращение электронных кошельков: почему это новый тренд для маркетплейсов
@freepik

Маркетплейсы подключают электронные кошельки двумя способами: 

1. Используют сторонний сервис. Кошелек встраивается на сайт или в приложение ретейлера через API сервис, и бизнес быстро получает функциональное решение. 

2. Создают кошелек на базе собственной кредитной организации. Первый вариант – зарегистрировать кредитную организацию с нуля. Второй — купить действующую кредитную организацию и адаптировать ее под себя. Именно так поступил Ozon, купив «Оней Банк», или Wildberries, который приобрел «Стандарт-кредит». 

Иногда маркетплейс выкупает кредитную организацию, с которой изначально сотрудничал. Это не только дешевле, чем партнерство, но и дает больше свободы в дальнейшем развитии собственных финтех-продуктов.




Читайте также: Как и зачем маркетплейсы завоевывают территорию банков




Встроенные финансы — тренд 2024 года


Крупнейшие eCom-игроки уже внедрили собственные финтех-решения, ведь это дешевле, чем эквайринг, особенно при больших оборотах платформы. Более того, это позволяет ретейлерам предлагать более выгодные условия покупки, что снижает финансовую нагрузку на население. Например, Ozon предлагает рассрочку через собственный банк, Lamoda же предоставляет опцию через финтех-партнера.

Встроенные финансы активно развивались последние годы и, вероятно, станут одним из ведущих трендов в 2024 году. По оценкам аналитиков PwC, к 2025 году половина eCom-платежей в мире будет приходиться на электронные кошельки. Тренд поддерживает отказ от банковских карт в пользу транзакций между счетами и по QR-коду.

Сергей Смирнов, 
директор по развитию бизнеса в Монете.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит