0/5

Юбилей ФЗ-171: как происходит регулирование алкогольной отрасли в разных странах

Юбилей ФЗ-171: как происходит регулирование алкогольной отрасли в разных странах
время публикации: 10:00  30 ноября 2020 года
В ноябре исполнилось 25 лет ФЗ–171 — закону, регулирующему производство и оборот алкоголя. За эти годы в него было внесено более 400 дополнительных ограничений. «Балтика» проанализировала опыт регулирования отрасли в ряде развитых стран (США, Китае, Германии и Италии) и сравнила его с российским.
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ФЗ-171) был принят 22 ноября 1995 года. Спустя 25 лет мы можем оценить сильные и слабые стороны данного закона, сравнив его с правилами, существующими в других странах.


Ограничения по времени продажи алкоголя

Пожалуй, невозможность купить спиртное в любое время вызывает наибольшее недовольство потребителей. Единственная страна, где торговля алкоголем не ограничена временными рамками, — это Китай. Магазинчики со слабоалкогольными напитками работают всю ночь. Везде: на телевидении, в подземке, СМИ, на билбордах на автобанах — производители алкоголя без ограничений размещают рекламу.

В США, как и в России, местные власти устанавливают свои временные рамки продажи алкоголя. В большинстве штатов самое распространенное время запрета на продажу алкоголя — с 2 ночи до 6 утра. Самый либеральный штат — Луизиана: там вообще нет ограничений по продаже пива. А наиболее жесткие ограничения введены в Юте: там алкоголь нельзя купить с часа ночи до 10 утра.

Временные рамки продажи алкоголя также вводит ряд немецких регионов. Например, в земле Баден-Вюртемберг существует запрет на продажу спиртных напитков с 22:00 до 5:00 в супермаркетах, киосках и на бензоколонках. В Италии разработана сложная система ограничений продаж по времени: для владельцев баров и клубов действует запрет на продажу алкоголя с 3 часов ночи до 6 утра. Местные магазины не могут торговать спиртным с полуночи до 6 часов; вендинговые аппараты закрыты с полуночи до 7, а заведения, расположенные вдоль автострад, не продают алкоголь либо с 10 вечера, либо с 2 ночи до 6 утра — в зависимости от крепости напитка.


Продажа пива онлайн

Во всех рассматриваемых странах: Германии, Италии, США и Китае — можно заказать доставку слабоалкогольных напитков на дом. Только в России интернет-продажа спиртного полностью запрещена.
 
В период самоизоляции именно невозможность купить алкоголь онлайн вынуждает многих выходить из дома и посещать магазины. Летом прошлого года Минфин предлагал разрешить онлайн-продажу алкоголя с 2020 года, но это начинание пока не нашло поддержки законодательной власти.


Продажа пива на стадионах

Большинство стран ограничивают продажу пива на стадионах, но полностью ее не запрещают. Так, в Германии на стадионах разрешена торговля алкоголем с невысоким содержанием этилового спирта — крепостью до 4,5 градуса. А ряд клубов, например немецкая «Бавария», продаёт сверхлёгкое пиво крепостью 2,5–3,5%. Также, чтобы зрители не мусорили на аренах и газонах, пиво продаётся в пластиковых бокалах, за которые надо вносить залог — примерно €2–3. В Китае выпить во время матча можно только в барах, расположенных внутри стадиона, на трибуны проносить спиртное запрещено. В США нет ограничений на этот счет.

В России запрет на продажу алкоголя на спортивных объектах действует с 2005 года. Исключение было сделано для Чемпионата мира по футболу 2018 года, на матчах которого продавалось пиво. В Государственной думе сейчас находится на рассмотрении законопроект о разрешении продажи пива на стадионах.

Юбилей ФЗ-171: как происходит регулирование алкогольной отрасли в разных странах


Продажа пива на АЗС

Италия, США и Китай разрешают торговлю пивом на заправках без ограничений. В Германии закон запрещает продажу пива с 10 утра до 18 вечера во всех магазинах, расположенных вблизи автобанов, включая АЗС. Это мотивируется тем, что немецкие скоростные дороги являются источником повышенной опасности.

В России на заправках продажа пива запрещена. Главным образом эта мера призвана предупредить случаи пьяного вождения. Запрет вызывает межведомственные споры и не поддерживается единогласно. Так, летом этого года Минпромторг предложил вновь продавать пиво на заправках, но развития данная инициатива пока не получила.


Продажа пива на вокзалах и в аэропортах

На вокзалах в России работают бары, но в магазинах алкоголь купить нельзя. Ряд немецких регионов также имеет ограничения, например, в Мюнхене и Нюрнберге нельзя выпивать на железнодорожных вокзалах. В Италии продажа алкоголя ограничена на автобусных вокзалах по соображениям безопасности. В США и Китае ограничений нет.

* * *

Самой либеральной страной с точки зрения культуры умеренного потребления оказался Китай. Возможно, такой подход кроется в менталитете — появляться на людях в пьяном виде в Поднебесной считается верхом неприличия. Выпивают местные жители исключительно в компании друзей — дома или в ресторане. Всё дело в том, что в Китае на протяжении трех тысячелетий отношение к алкоголю определяла «питейная этика», регламентирующая моральные нормы поведения. В ней одобрялось умеренное употребление спиртного во время дружеских застолий, осуждались агрессия и конфликты. В Китае и в наши дни на улице крайне редко увидишь пьяного, особенно среди молодежи, которая в большинстве своем сосредоточена на учебе.

Законодатели Германии высоко ставят право граждан наслаждаться пенным во всевозможных форматах. В некоторых областях страны встречаются дополнительные локальные ограничения. 

Самое строгое законодательство на сегодняшний день в России, так как у нас установлено большое количество ограничений и запретов на федеральном и региональном уровнях. Так, ФЗ–171 запрещает продажу пива на стадионах, заправочных станциях, вокзалах, а также в аэропортах и в интернете.

«Законодательство не только жесткое, но и трудночитаемое, потому что закон постоянно меняется. Поражает количество принятых поправок: за последние 10 лет в него внесли около 400 изменений, то есть по 40 правок в год, или три изменения в месяц! Как можно участникам рынка планировать работу с таким непредсказуемым законодательством?» — говорит старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа компании «Балтика» Ирина Федорова.




Читайте также: Две трети регионов могут ужесточить требования к барам в домах




Избыточные ограничения времени, условий и мест продажи алкоголя не приводят к достижению заявляемых целей регулирования, создают предпосылки для роста теневой части потребления, провоцируют потенциальную угрозу жизни и здоровью, говорится в исследовании, которое было проведено Центром развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО. Отмечается, что в РФ все еще редкими являются прецеденты отмены избыточных ограничений продажи алкоголя даже в случаях, если ограничения не достигли целей.

«Принятие строгих дополнительных ограничений должно сопровождаться убедительным обоснованием с качественными и количественными оценками последствий для всех участников. Отсутствие дополнительных ограничений розничной продажи алкоголя при эффективной работе контрольно-надзорных органов дисциплинирует розничные торговые предприятия и снижает риски для ухода легального бизнеса «в тень». Тогда как установление умеренных ограничений в пьющих регионах позволяет достичь целей по снижению общего уровня потребления алкоголя до определенного уровня. Для дальнейшего снижения необходима пропаганда ведения здорового образа жизни и создание соответствующей спортивной инфраструктуры, продвижение культуры рационального и умеренного потребления, проведение разъяснительных бесед с молодежью», — заключают эксперты Сколково.

Представители «Балтики» также уверены, что дополнительные запреты не решают проблему высокого уровня потребления алкоголя. «По нашей оценке, для борьбы с злоупотреблением алкоголем и его нелегальным оборотом следует не вводить новые запреты, а более эффективно контролировать соблюдение действующих ограничений», — заключает Ирина Федорова.

Обзор подготовлен ООО «Пивоваренная компания «Балтика».

New Retail 

0
Реклама на New Retail. Медиакит