0/5

Три неочевидных момента во время организации онлайн-исследования

Три неочевидных момента во время организации онлайн-исследования
время публикации: 10:00  06 мая 2024 года
@Freepic
У исследований онлайн есть несколько преимуществ. Для них проще найти респондентов, потому что подходят даже географически удаленные участники, не нужно арендовать офис, можно частично автоматизировать подсчет результатов и отсеять недобросовестных респондентов. Но, несмотря на демократизацию и упрощение процесса, есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание при организации.
Три неочевидных момента во время организации онлайн-исследованияРассказывает Билял Бекиров, product owner исследовательской компании Сервизория.

Сделать быстро, качественно и недорого — классический запрос компании, которая хочет организовать онлайн-исследование. Как и в других сферах жизни, прийти к этому довольно сложно. Но можно выделить три направления, которые помогут приблизиться к такому идеальному состоянию в центре кругов Эйлера.

Три неочевидных момента во время организации онлайн-исследования


Оцениваем сложность выборки


Для каждого исследования на определенной территории с конкретными задачами размер выборки рассчитывают на специальном калькуляторе по стандартным статистическим формулам. Так, для общего опроса населения города в 500 000 человек требуется 284 респондента. А если исследовать мнение тех, кто за последний год приобрел недвижимость, то размер целевой аудитории уменьшится в десятки раз, что сократит нужное число опрашиваемых. Провести исследование станет дешевле.

Но стоимость и сроки сильно зависят не только от размеров выборки, но и от того, насколько сложно добраться до респондентов, опрос которых поможет добиться качественного результата. Например, если исследование проводится среди сотрудников внутри небольшого предприятия для HR-целей, можно пообщаться со всеми. Никакой специальной подготовки базы респондентов не нужно.

Другое дело — сбор количественно небольшой специфической аудитории. Здесь может потребоваться много времени на сбор базы, когда, к примеру, необходимо пообщаться с людьми, которые принимают решение о приобретении организацией автомобилей и другой техники в лизинг. А уровень опрашиваемых — генеральные, исполнительные, коммерческие директора предприятий и начальники отделов. Проведение такого исследования будет стоить гораздо дороже.

Увеличатся и приблизительные сроки — с двух недель в первом случае до двух месяцев во втором.


Смотрим на панель респондентов


Панель респондентов — это группа людей, готовых участвовать в исследованиях или опросах на регулярной основе. В компаниях, профессионально занимающихся опросами, такая панель сформирована и регулярно обновляется. Например, в «Сервизории» она составляет около 200 тысяч человек.

Чем больше панель, тем проще отобрать нужных людей для нового опроса. Значит, можно сэкономить время и затраты на рекрутинг. И это одна из причин, почему имеет смысл обращаться в исследовательские агентства, а не брать отдельного специалиста в штат и делать всё самим.

Ещё одно преимущество панели — не нужно проводить глубокое анкетирование, чтобы узнать базовые моменты, связанные с социально-демографическими и поведенческими признаками. Либо дополнительно проверять респондентов на то, действительно ли они владеют дорогой недвижимостью или занимают позицию топ-менеджера в организации.

Использование панелей также помогает получить более качественные результаты в исследованиях, которые проводятся периодически. Например, когда мы замеряем BH (Brand Health – оценка состояния бренда), ТОM (top of mind – список предпочтений при выборе), IB (Intention to buy – намерение купить) и другие маркетинговые показатели. Здесь важна преемственность данных от периода к периоду, которая обеспечивается за счет сохранения методики исследования и базы респондентов.

Говоря о качестве панели, следует спросить у исследовательской компании, как и насколько регулярно происходит её обновление и расширение. Это делается через сайт, колл-центр, соцсети, таргетированную рекламу, реферальные рекомендации и так далее. Ещё можно поинтересоваться, есть ли у компании инструменты отбора более качественных респондентов. Например, внедрена ли геймификация с системой баллов за заполнение данных о себе — от наличия водительских прав до модели телефона, — и градацией доступов к опросным пулам с дифференцированными уровнями участия и повышенным вознаграждением для самых надежных. Это влияет на качество панели и достоверность результатов исследования.

Три неочевидных момента во время организации онлайн-исследования
@Freepic


Настраиваем антифрод-систему и изучаем опыт


Всегда есть доля людей, которые лгут и хитрят. Иногда это решение осознанное: человек хочет побыстрее пройти опрос и не вчитывается, чтобы получить выплаты или какую-то выгоду за сданную анкету. Иногда люди так делают не специально. Например, им неловко говорить о доходе, физических недостатках своего тела или их мнение по какой-то проблеме может быть не слишком популярно в обществе. Чтобы отфильтровать некорректные ответы на такие вопросы и получить достоверные данные, нужно настроить антифрод-систему и специальным образом собрать анкету:

Использовать оценку «критического времени». Когда «галочки» в анкете расставляются слишком быстро, система обращает на это внимание и задает дополнительные проверочные вопросы. Если ответы на них противоречат ранее данным, такие респонденты исключаются. 

Добавить вопросы-ловушки, в которых разными словами спрашиваем об одних и тех же вещах. Здесь ответы должны совпадать. А если встроить логические правила, то можно автоматически «вылавливать» недостоверные факты в ответах. Также мы можем задавать вопросы о том, что точно знаем про респондента из анкеты или в состоянии проверить это, например, по соцсетям, когда опрос не анонимный.

Использовать «вилки», когда дело касается размера оклада, процента затрат на питание от семейного бюджета или покупок определенных групп товаров разных ценовых категорий (автомобиля, бытовой техники, недвижимости и так далее). Совокупность ответов на них позволяет довольно точно определить реальный доход респондента. 

Формировать косвенные вопросы. Когда обсуждается какая-то потенциально острая тема, не спрашивать про мнение респондента, а задавать вопросы об отношении окружения человека или использовать конструкции, снимающие ответственность. Например, является ли для его знакомых актуальной такая-то проблема; среди знакомых больше тех, кто поддерживает одну точку зрения или другую; если бы было принято какое-то решение властью, вы бы его поддержали или нет.

Добавить автоматический регулятор, который при обнаружении ложных и ненадлежащих записей произведет изменения в системе, вплоть до исключения респондента из списка опрашиваемых и удаления его анкеты из базы возможных респондентов, и панели.




Читайте также: Зачем интернет-магазину продакт-менеджер? И как повысить продажи в 8 раз с помощью двух инструментов?




При поиске подрядчика для проведения исследования также стоит выяснить, как он планирует дополнительно проверять качество ответов. Это можно сделать путем статистических методов, например, сравнивая с правилами нормального распределения. Такой метод доступен всем, кто знаком с теорией статистики. Гораздо важнее, есть ли в компании возможность сопоставить результаты с другими опросами, аналогичными по условиям и тематике. Подобная опция поможет ещё лучше очистить данные и приблизить их к реальности. Но она такая возможность есть только у специализированных исследовательских компаний с обширной базой кейсов.




Помните: исследование онлайн — история не столько техническая, потому что собрать опрос можно даже с помощью бесплатного инструмента Google, сколько методологическая. Поэтому важно выбирать подрядчиков, которые будут сопровождать весь процесс и помогут в решении таких специфических задач как фактчекинг, помогут избежать ошибок при отборе опросной базы, верифицировать результаты и составить качественные выводы на основе данных исследования.

Билял Бекиров, 
product owner исследовательской компании Сервизория.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит