0/5

Не нужно бояться: как в Desport перешли на отечественное ПО

Не нужно бояться: как в Desport перешли на отечественное ПО
время публикации: 10:00  15 марта 2024 года
Фото: Антон Мещеряков / ТАСС
Российский бизнес активно переходит на отечественные ИТ решения. В условиях нарастающего санкционного давления покупать западное ПО становится все сложнее, а риски его использования растут. Перед командой новой сети Desport стояла задача в сжатые сроки перейти на российское ПО, при этом операционный и финансовый контуры надо было совместить.
Не нужно бояться: как в Desport перешли на отечественное ПОДиректор по проектам и цифровым продуктам Desport Павел Марков — о главных вызовах, с которыми сталкиваются компании при миграции на отечественные решения.

Отечественные решения в целом отвечают актуальным запросам бизнеса, требованиям законодательства и, что немаловажно, разработчики готовы слышать заказчиков и вносить изменения в свой продукт. Вместе с тем, процесс интеграции нового ПО, миграции с одной платформы на другую, перенос данных — все это потребует больших усилий от самих компаний и отдельной стратегии.

В нашем случае ситуация дополнительно осложнялась необходимостью реализации миграции в кратчайшие сроки. Программа трансформации ИТ у нас стартовала в июне. В июле-октябре уже состоялась реализация проектов (фаза MVP). А в ноябре открылись магазины под брендом Desport. 

За 2,5 месяца нами был пройден путь от проведения тендера по выбору поставщика ПО до открытия магазина. И это рекордно короткий срок по переходу на ERP и учет в финансовом контуре для крупного бизнеса. Как правило, у компаний нашего уровня этот процесс занимает 6-12 месяцев. 


Задача


К началу работы ИТ архитектура компании была основана на решениях от SAP, Oracle и собственных разработках. Применение множества систем — это довольно распространенный подход в крупных компаниях. А за рубежом в целом компании редко работают в едином контуре, часто дополнительно разрабатываются собственные решения на определенных периметрах.

Задача стояла амбициозная. Необходимобыло перейти с западной корпоративной ИТ архитектуры на новую локальную архитектуру, основанную на отечественном ПО. Операционный и финансовые контуры решили совместить в едином решении. Это должно было облегчить учет, снизить затраты на ИТ. Понятно, что чем больше систем используется, тем выше затраты на их обслуживание, доработку, покупку лицензий и т д., например, после миграции расходы на лицензионные платежи и на поддержку у нас сократились в 6,5 раз. 

Новый периметр должен был соответствовать ряду требований — покрывать все основные бизнес-процессы, быть адаптированным к российскому законодательству. Из главных требований к разработчикам и вендорам мы выделили наличие релевантного опыта внедрения ПО и достаточного количества ресурсов для реализации проекта в сжатые сроки.




Читайте также: Ритейл пошел за обновлением софта и железа: почему, зачем, как это сделать правильно?




К каким выводам мы пришли в ходе миграции на российское ПО?


Четко выстроенная организация работы с разделением на функциональные блоки и закреплением за ними команд во главе с бизнес-лидером значительно ускоряет работу.  Наш проект был разделен на 10 функциональных блоков. С лидером каждого блока и экспертами работал выделенный аналитик от интегратора. За координацию бизнес-лидеров отвечал координатор проекта по функциональной части, за управление аналитиками и командой разработки – руководитель проекта со стороны интегратора. 
Ритейл тренды 2024, и что они означают для российского IT
Ритейл тренды 2024, и что они означают для российского IT

Грамотно и четко реализовать проект можно только при наличии высокой мотивации команды. Мы оказались в уникальной ситуации. В течение года магазины компании под брендом Декатлон были закрыты в России. Команда ко времени открытия магазинов под новым брендом Desport сильно сократилась. Это казалось сдерживающим фактором в начале, а по факту обернулось серьезным преимуществом. Люди были сильно мотивированы на то, чтобы запуститься как можно скорее. Оказалось, важно иметь не большую команду, а людей с высокой мотивацией.

Нужно держать фокус на ключевых процессах и требованиях в MVP, чтобы соблюдать сроки реализации проекта. Мы определились, что выделяем месяц для опытно-промышленной эксплуатации нового ПО. В этот период были выявлены и исправлены основные проблемы и уже на следующий месяц мы были готовы к открытию магазинов. Систему разворачивали в облаке, что также способствовало соблюдению поставленных сроков запуска. Работа была реализована силами интегратора, он же сопровождает инфраструктуру сейчас. 
Основные изменения потребуются не в приобретаемом ПО, а в собственных привычках.

Первая реакция бизнес заказчиков, с которой сталкиваются российские разработчики — это проецирование прошлого опыта заказчика и его привычек работы в западном ПО на новую систему. Однако нужно понимать, что любые фундаментальные изменения в продукте окажутся слишком дорогостоящими, а в дальнейшем приведут к сложностям при эксплуатации. Гораздо более прагматичной представляется перестройка соответствующим образом собственных процессов, изменение мышления внутренних заказчиков в компании. В долгосрочной перспективе это более выгодная позиция. 

Мы разложили задачи на процессы, описали требования к системе, и изменения вносили только в том случае, когда без них было невозможно обойтись, но в основном отталкивались от стандартных процессов внедряемого решения. Несмотря на это без функциональных изменений не обошлись. В общей сложности в рамках проекта мы проработали и реализовали 250 функциональных требований.




Большую часть своего IT ландшафта к настоящему времени мы импортозаместили и успешно работаем. Не нужно бояться перехода на отечественные решения. Отдельное внимание при выборе архитектуры ПО следует уделять безопасности и потенциалу развития решения. 

Павел Марков, 
Директор по проектам и цифровым продуктам Desport.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит