0/5

Ритейл тренды 2024, и что они означают для российского IT

Ритейл тренды 2024, и что они означают для российского IT
время публикации: 10:00  26 декабря 2023 года
@Freepik
В последние дни уходящего года пора отмечать основные тренды, которые будут оказывать влияние на развитие ритейла в 2024 году. Основатель и генеральный директор компании веб-интегратора Userstory разберет эти тренды и с точки зрения их влияния на IT-сегмент российского рынка.
Ритейл тренды 2024, и что они означают для российского IT
В декабре состоялось мероприятие «UPGRADE года 2023», где были озвучены ритейл тренды 2024, полученные путем опроса руководителей ТОП100 крупнейших ритейлеров.

Станислав Елисеев, основатель и генеральный директор компании веб-интегратора Userstory поделился своими выводами, о том, что эти тренды значат для российских IT-компаний.

1. Быстрая смена планов развития в зависимости от курса рубля, инфляции и политической обстановки.


С июня по сентябрь 2023 года курс доллара изменился почти в 2 раза. В таких условиях любой бизнес испытывает шок. Когда отсутствует возможность прогнозировать ситуацию, затраты на R&D и эволюционные IT-проекты откладываются на полку. Фокус смещается на оптимизацию процессов и сокращение издержек. В 2023 у нас одна из самых востребованных услуг для ритейла — IT-аудит. 

2024 обещает быть более предсказуемым и стабильным, чем предыдущий год. Во-первых, до президентских выборов в марте будут предприняты все усилия, чтобы держать доллар в интервале 85-95 руб. Во-вторых, внешняя политическая ситуация скорее идет к консервации текущих позиций, нежели обострению. В-третьих, российский рынок в большей степени адаптировался к новым реальностям.

Что еще важно знать о курсе внутренней валюты? Даже если IT-компания работает исключительно на российском рынке, курс внутренней валюты важен. Дело в конкуренции зарубежных рынков с внутренним. При слабом рубле локальные бодишопы, работающие на зарубежных рынках, начинают платить больше, в найме разработчиков, разгоняя зарплаты на рынке. 

Сегодня наступление такой ситуации сдерживается тем, что североамериканский и европейский заказчик отказываются работать с российскими компаниями напрямую. Но как только табу будет снято, при курсе 100 рублей за доллар сперва случится кризис дефицита кадров в IT-компаниях, работающих исключительно на российском рынке, а затем весь российский ритейл будет болезненным способом вынужден пересмотреть свои бюджеты на IT. Вряд ли это произойдет в 2024 году, но учесть такие риски в своих стратегиях не будет лишним.

2. Восстановление спроса.


Это уже не прогноз, а факт, который косвенно подтверждает завершение адаптации к рыночным реалиям. В 2023 году оборот розничной торговли в РФ по отношению к предыдущему году показывает рост за 9 месяцев на 4,7%. При этом только в третьем квартале оборот розничной торговли вырос на 11,3%. В теории такая положительная динамика позволяет ритейлу смелее смотреть в будущее, и инвестировать в проекты с более длительным возвратом инвестиций.

Задача для IT — помогать брендам готовить бизнес к более высоким нагрузкам, одновременно снижая издержки и простои. Помогать выводить на рынок новые торговые марки, новые сервисы, делать их более доступными через цифровые каналы. Сегодня все умеют продавать товары через цифру, но с сервисами — уже сложнее. Попробуйте заказать онлайн раскрой ЛДСП или колеровку краски.

3. Долгосрочное смещение спроса и предложения в эконом и гиперэконом сегменты.


К сожалению, такая тенденция скорее говорит о том, что интерес рынка к разработке D2C решений (собственных интернет-магазинов и мобильных приложений) будет как в 2023 году находиться на низком уровне.

При низком чеке за заказ цена собственной доставки не будет покрываться маржой заказа, и экономика не сложится. В D2C пойдут в том случае, когда в одном заказе находится большое количество товаров (eGrocery, FMCG), когда в CJM хорошо вписывается модель Click&Collect (Fashion, Pharma), когда цена единицы товара даже в эконом-сегменте достаточно высока (Jewelry, DIY), или, когда товар редкий и/или очень важен сервис. Самые крупные и немногочисленные бренды в D2C удерживают внутреннюю экономику на эффекте масштаба, успешно конкурируя с маркетплейсами. 

4. Нехватка персонала.


Мобилизация, конкуренция за кадры со стороны ВПК, эмиграция, сокращение трудовой миграции из стран Азии из-за ослабления рубля — все это ведет к уменьшению предложения и росту незакрытых вакансий.

Все это открывает возможности для проектов с применением генеративного искусственного интеллекта. Конечно ИИ в 2024 не заменит курьера, но есть большой ассортимент менеджеров, работающих с контентом, обрабатывающих данные, задействованных в коммуникациях, управляющих логистикой. Уже в 2024 году меньшим штатом таких специалистов можно будет выполнять больший объем работы при помощи инструментов ИИ. Для IT— это новый Клондайк.

5. Развитие продаж на маркетплейсах на фоне возрастающей конкуренции продавцов.


Как и в 2022 году рост онлайн продаж создается в основном за счет маркетплейсов. Data Insight прогнозируют, что к концу 2023 года доля Wildberries и Ozon в общем объёме онлайн–продаж достигнет 53% (по итогам 2022 года — 47%). За первое полугодие эта парочка выросла в заказах на 35% по отношению к аналогичному периоду 2022-го.

О чем это говорит? Конкуренция на маркетплейсах становится выше. Работа с маркетплейсами будет становиться все технологичнее: управление ассортиментом, продвижение, анализ оборачиваемости и маржинальности торговых площадок, ценообразование, расчет затрат, аналитика, формирование отчётов.

Ритейл тренды 2024, и что они означают для российского IT
@Freepik

6. Усиление консолидации на рынке, возрастающая роль государственных компаний.


Как было упомянуто в тренде №3, спрос восстанавливается неравномерно и значительно смещается в эконом сегмент, где сходимость экономики достигается на больших масштабах. Крупным компаниям будет проще справляться с вызовами: перестраивать цепочки поставок, привлекать кадры, бороться за трафик с маркетплейсами (если конечно речь не идет о самих маркетплейсах). В 2024 топы в своих сегментах первыми получат выгоды от растущего спроса, будут иметь опережающую динамику роста по сравнению со средними показателями остального рынка.

ИТ-компаниям в 2024-м следует постараться быть заметными и ценными для лидеров, чьи бюджеты сформируют основную долю затрат на ИТ в ритейле.

Тренд консолидации коснется и ИТ-рынка, где маржинальность разработчиков падает из года в год. Необходимость сокращения затрат на бэкофис и удешевления относительной стоимости клиентской базы будет вынуждать компании объединяться. Но консолидация на IT-рынке будет происходить не только, и даже не столько через M&A сделки, сколько через агентско-партнерские схемы. Когда почти каждая IT-компания станет одновременно и агентством, закупающим ресурсы у партнеров и партнером, продающим ресурсы другим. 

При этом размер компании в такой схеме не будет иметь принципиального значения. Важно, что в 2024 такое сетевое взаимодействие будет развиваться не только за счет перепродажи людей, но и за счет перепродажи программных продуктов, коих появилось много у локальных разработчиков. Итого, IT-компаниям стоит расширять круг агентств, пул партнеров и локальных молодых вендоров, находить в этой паутине свою позицию, выстраивать соответствующие процессы и работать над добавленной ценностью в этой позиции.

Есть еще один интересный тренд, который косвенно связан с консолидацией. Каждый крупный игрок с большой вероятностью попробует извлекать дополнительный доход из Retail Media. Здесь потребуются рекламные программатик-платформы и инструментарий для маркировки рекламы. Насколько этот спрос будет большим, или ограничится только самыми крупными игроками — вопрос открытый.

7. Развитие брендов и СТМ ритейл сетями на фоне слабых брендов от производителей и продавцов товаров.


Доля СТМ в денежном выражении на омниканальном рынке в 2021 составляла 8,5%, в 2022 — 9,4%, 2023 — 10,4%. 

А например, в товарообороте «Пятерочки», доля СТМ сейчас составляет 23%. К 2027 г. ритейлер рассчитывает нарастить долю собственных брендов в обороте до 45%. 

Здесь какой-то специфической активности для IT-компаний выделить не могу. Наверное, можно говорить об инструментах прогнозирования спроса на базе больших данных и инструментах конкурентного анализа цен. Но это все нужно и не только для СТМ.

Можно и покреативить, использовать генеративный ИИ в процессе создания упаковок, или анализировать отзывы и выявлять инсайты для улучшения продукта.

8. Отсутствие достаточного предложения в среднем ценовом сегменте, место ушедших международных брендов все еще свободно, так как отечественные компании сфокусированы на развитии в нижних ценовых нишах.


Фактически этот тренд — обратная сторона тренда номер три. Если пофантазировать, то можно подумать о следующем развитии событий. С большой вероятностью в средний ценовой сегмент будут входить новые для нас бренды из более дружественных государств. Можно упаковать условно типовые решения, эдакие стартер киты из интегрированных платформ, для запуска новых брендов на локальном рынке.




Читайте также: Ключевые кадровые назначения 2023 года: екоммерс, розница, производство




9. Импортозамещение IT-инфраструктуры (в реальности комплексные проекты начались только в 2023г.)


В 2022 году карта экосистемы электронной торговли изменились почти наполовину из-за ухода иностранных сервисов с российского рынка. Облачные сервисы первыми пошли под замену. Самые сложные истории похоже случились с импортозамещением платформ программ лояльности. Но это уже дело прошлого.

В 2023 году существенная часть тендеров в электронной коммерции была связана с локализацией инфраструктуры омниканальной торговли. Особенно это было заметно на фоне низкой активности ритейла и сниженного спроса на ИТ-услуги в целом. Иностранные компании, оставшиеся на российском рынке, уходят от зависимости от головных компаний и их сервисных команд. Они переезжают на российские вычислительные мощности и переходят с иностранных проприетарных платформ.

Игроки, купившие On-Premise решения и развернувшие их на инфраструктуре внутри компании, скорее пока занимают выжидательную позицию, если им это позволяет ситуация. Особенно это касается интегрированных систем управления предприятием, которые содержат огромное количество информации и сильно связаны с бизнес-процессами компании.

Для интеграторов импортозамещение — это в первую очередь консалтинг. Комплексные проекты не происходят заменой импортных «кубиков» на такие же, но локальные. Прежде чем начинать работу, требуется стратегическое видение целевой архитектуры, обеспечивающей бизнес-процессы и согласованный роадмап в рамках выделенной зоны ответственности. Значительно повысилась актуальность вопросов безопасности.

10. Стабилизация затрат на логистику импорта.


Закончим на позитиве. Закупки и логистика — базовые процессы в ритейле. Имея неопределенность в этих областях, невозможно думать о чем-то другом.

Сегодня ритейл может лучше планировать свои операционные расходы и строить прогнозы на будущее. В такой ситуации можно возвращаться к разговорам о возврате инвестиций в IT.

Елисеев Станислав, 
основатель и руководитель компании Userstory.
 
Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит