0/5

Новые лидеры и тренды в российском ритейле в 2023 году: как действовать бизнесу, чтобы остаться в игре?

Новые лидеры и тренды в российском ритейле в 2023 году: как действовать бизнесу, чтобы остаться в игре?
время публикации: 10:00  04 августа 2023 года
Эксперты «Наймикс» провели исследование и выявили тренды и риски в ритейле на 2023 год. Маркетплейсы стали необходимым и актуальным каналом, показывающим стабильный рост — 44% в 2022 году. Потребительский спрос упал на 3,4%, россияне все еще предпочитают экономить. Доля отечественных компаний в экономике неуклонно растет, а в HR идет глобальная перестройка и всеобщая цифровизация.
Ритейл сегодня занимает ключевое место в экономике. Благодаря высокому уровню конкуренции, в этой сфере постоянно применяются самые новые технологии и внедряется автоматизация. Однако за последние годы розничная торговля, как и вся экономика страны переживает структурные изменения и старается адаптироваться к турбулентным условия рынка. Ритейл сталкивается со множеством вызовов: уменьшением платежеспособной аудитории, поиском новых поставщиков, санкциями и многим другим. 

Расскажем о тенденциях, вызовах и дадим наши прогнозы в статье ниже.

Рынок ритейла в последние 5 лет показывал стабильный прирост в показателях — примерно по 1 триллиону рублей ежегодно. Однако темп роста замедлился: в 2017 году он находился на высоком уровне в 6,2 трлн руб., в 2020 году он опустился до 4,1 трлн руб., а в 2021-2023 годах держится на уровне около 4,5 трлн руб. 

График 1. Рост рынка ритейла


Новые лидеры и тренды в российском ритейле в 2023 году: как действовать бизнесу, чтобы остаться в игре?

График 2. Темп роста рынка ритейла


Новые лидеры и тренды в российском ритейле в 2023 году: как действовать бизнесу, чтобы остаться в игре?


Тренды и проблемы ритейла в 2023 году 


Кризис потребительского спроса

В условиях кризиса всегда меняется потребительское поведение. Социальная неопределенность заставляет людей осторожнее подходить к покупкам. Заметно снизился уровень импульсивных покупок, товары первой необходимости оказались в приоритете. Эксперты отмечают стремление к экономии и сберегательству у россиян. 

Характерные изменения для тревожных времен в экономике можно наблюдать в 1 квартале 2023 года: удельный вес пищевых продуктов и табачных изделий в рознице увеличился до 49,5%, в то время как в 2022 он составлял 47,5%. Вместе с тем, доля непродовольственных товаров снизилась с 52,5% до 50,5%. Поэтому продуктовый ритейл остался в выгодном положении.

Реальный спрос населения в сфере товаров и услуг упал на 3,4%, это обусловлено не только кризисным периодом в экономике, но и падением доходов граждан. По итогам прошлого года реальные располагаемые доходы населения сократились на 1%, а в первом I квартале 2023 года выросли всего на 0,1%.
 
Несмотря на это, аналитики уже делают осторожные позитивные прогнозы насчет потребительского спроса на этот год. Люди понемногу начинают приходить в норму и тратить больше, но тренд на экономию всё ещё сохраняется. Ритейлеры расширяют ассортимент товаров бюджетной ценовой категории и собственных торговых марок (СТМ), потому что ключевым драйвером продаж является цена.

Логистика и поставки

После начала СВО все российские ритейлеры испытывают сложности в логистике и поставках продукции. Пришлось искать и новых поставщиков, и новые логистические цепочки в связи с закрытием границ соседей и санкциями. Сейчас розничная торговля адаптировалась к новым рыночным условиям, многие компании наладили поставки из дружественных стран. В этом году тарифы на грузоперевозки неожиданно выросли на 20-30%. Наряду с этим остро ощущается дефицит водительского состава.

Отечественные и иностранные бренды

Уход многих иностранных компаний оказал сильное влияние на российский рынок. В общей сложности, ушли 15 больших компаний и приостановили работу около 180. Крупные международные ритейлеры такие как: Ikea, Inditex, H&M, Adidas, Decathlon, Uniqlo и другие полностью покинули рынок, что позволило расширяться отечественным компаниям. 

Например, 3 уральские сети – «Золотое яблоко», «Монетка» и «Галамарт» значительно увеличили свой товарооборот и объем продаж и попали в топ 100 лучших ритейлеров в России, по данным агентства INFOLine. Аналогичным образом занимают освободившиеся места ритейлеры из всех сфер.

В фешн-ритейле набирают позиции Melon Fashion Group, «Глория Джинс», LIME, Familia, KARI, 12 Storeez. Компании открывают новые точки на местах бывших конкурентов, запускают новые линейки и увеличивают выручку. Мебельный рынок России после ухода Икеи возглавил HOFF, а универмаги Slava, Trend Island, «Телеграф» открывают больше своих торговых пространств.




Читайте также: Российский рынок фрилансеров: в каких областях работают, и какие выгоды дает партнерство с ними




Также активно входят на российский рынок компании из Турции, Азии и стран СНГ. Уже можно заметить более заметную активность китайского бренда спортивной одежды, обуви и аксессуаров ANTA, пришел казахстанский бренда премиальных сумок и аксессуаров из кожи Alex Hartung, южнокорейские бренды BONBOM, EENK, YCH и VERSO. Турецкие компании не отстают – Flo Retailing, Vestel, Fiba Group, Eroglu Holding уже присутствовали на российском рынке, и сейчас набирают обороты.

Эксперты уверены, что Россия в ближайшем будущем наладит торговые отношения с Индией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном и Ближним Востоком. Некоторые питают надежды в отношении Индии, так как эта страна имеет огромный экономический потенциал.

Также стоит отметить, что уход 15 крупных компаний и приостановление работы около 180 компаний косвенно повлиял на общие темпы роста. Российские компании продолжают занимать высшие места в рейтингах — благодаря этому в дальнейшем можно ожидать позитивную динамику рынка. 

Успех онлайн-ритейлеров и дискаунтеров

Лидерами среди каналов становятся хард-дискаунтеры и онлайн-магазины, в то время как покупки в супермаркетах сократились на 35%. Маркетплейсы Wildberries и Ozon показывают высокие темпы роста за 2023 год – 93,6% и 86,4%. Предполагается, что оборот онлайн-торговли вырастет на 30–31%, достигнув 6,5 трлн руб. по итогам этого года, а доля онлайн-продаж в обороте розничной торговли России составит 14-15%.

На данный момент топ по онлайн-продажам занимают Ozon, Wildberries и Ситилинк, в совокупности их доход увеличился на 44%. Среди дискаунтеров и «магазинов у дома» наиболее успешны Fix Price и «Пятёрочка».

Тренд на онлайн-покупки начался еще в 2020 с наступлением локдауна, и за 3 года он не снизился, а, наоборот, продолжает набирать популярность как у потребителей, так и у продавцов. Доля диджитала в ритейле неуклонно растет. В рейтинг по обороту за 2022 год вошли сервис экспресс-доставки товаров «Самокат», а экосистемы «Яндекс» и «Сбер» существенно увеличили свое присутствие в ритейле и стали серьезными участниками розничной отрасли. Все современные потребительские стратегии направлены на экономию, люди не хотят и не будут тратиться, рынок глобально перестраивается, и онлайн становится все более важным.

Самый лучший вариант для развития бизнеса сегодня — комбинировать выход на маркетплейсы с развитием собственных сайтов, на которых можно заказать товар. 

Новые инструменты в HR

Вместе с общей цифровизацией в индустрии сфере HR тоже нужно менять свой функционал. Ритейл остается самой проблемной сферой бизнеса по уровню текучести кадров. Сотрудники выгорают, переходят в другие сферы и выбирают онлайн-работу, из-за чего компании вынуждены уделять много внимания своему штату и постоянно его восполнять. Также компании теряют сотрудников из-за сезонности рабочего персонала, обучение и подбор которого требует больших финансовых и временных вложений. 

Новые лидеры и тренды в российском ритейле в 2023 году: как действовать бизнесу, чтобы остаться в игре?
График 3. Рост количества самозанятых

С 2019 года в России появился новый налоговый статус — самозанятость. Ритейл одним из первых начал привлекать персонал на разовые или проектные работы. Аутсорсинг и гибкий штат помогают решать проблему нехватки рабочих рук и повышают эффективность компании. В прошлом году официально зарегистрировались 6,5 млн людей, в 2023 году количество самозанятых выросло до 7,5 млн. К концу года прогнозируют цифру в 10 млн человек. Гибкий найм становится не просто актуальным трендом рынка, но необходимостью в условиях дефицита рабочей силы. 

Многие компании опасаютсяся возможных сложностей с администрированием, документооборотом и выплатами внештатникам. Но те, кто научится управлять всем линейным персоналом в режиме «одного окна», имея для этого правильные цифровые инструменты, победит в конкурентной борьбе за кадры на рынке ритейла. 




Сейчас ритейл глобально пересматривает понятие эффективности бизнеса. Изменения правил игры влияет на каждого игрока. Современные тенденции подталкивают предпринимателей осваивать новые пути в ведении бизнеса, а расширение ассортимента бюджетных товаров, переход на цифру, сотрудничество с самозанятыми актуальны, как никогда. 

В условиях новой экономической реальности ритейлеры ищут решения для самых разнообразных задач: как стимулировать продажи, в каком направлении развивать бизнес, как трансформировать программы лояльности и какие финансовые инструменты поддержки спроса внедрить. Итоги первого полугодия 2023 года показывают нам, что рынок сохраняет сдержанный оптимизм и понимает необходимость внедрения изменений. 

Обзор подготовлен аналитиками сервиса для самозанятых «Наймикс».

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит