0/5

Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года

Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года
время публикации: 10:00  30 декабря 2022 года
В последние дни уходящего года в Академии Ритейла запустили новогодний проект «ГИПЕРМАРКЕР.Новогодний». В коротких интервью крупнейшие игроки российского рынка ответили на несколько вопросов – простых и сложных одновременно. Какие уроки вынес бизнес из непростого 2022 года?
Алексей Филатов, основатель Академии Ритейла в прямом эфире Телеграм-канала «ГИПЕРМАРКЕР» задавал своим гостям – членам Академии – 5 вопросов:

● Что научил нас не делать 2022 год?
● Что нового вы узнали о своих поставщиках?
● Чему научила вас команда?
● Чему научили вас покупатели?
● Чему научила вас жизнь в этом году?




Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года

Ксения Рясова, владелец и CEO бренда FINN FLARE:

«Главное – не суетиться!»


Уходящий 2022 год научил меня важной вещи – не суетиться. И параллельно с этим я смогла по-новому оценить наших поставщиков и российские банки. Эти три вещи были взаимосвязаны. 

Когда в марте обстановка на рынке накалилась, стала особенно нервной и накалённой, относительно банков начали включать ограничения, наш банк решил на всякий случай выключить для компании возможность выбирать открытый кредитный лимит. При этом финансовая организация оставила необходимость закрывать наши кредитные обязательства в соответствии с графиком. 

Таким образом, весь март, апрель и середину мая мы прилежно гасили кредиты в банке, не имея возможности получить финансирование. Выручки хватало на аренду, зарплату и самые необходимые операционные расходы, а на расчеты с нашими поставщиками денег не было совсем. 

И я могу уверенно сказать, что это год для компании прошел уверенно только благодаря нашим поставщикам, зарубежным партнерам! Они молча, без задержек, без негатива и упрёков отгружали товар. 

И когда в банке поняли, что мы успешно прошли «стресс-тест», нам открыли лимит в мае, и курс доллара был уже гораздо ниже, чем в начале весны. В результате на операции банка я выиграла около 700 тысяч долларов США. Поэтому, в конечном итоге, банку я тоже благодарна. 

Но главное, что я поняла в этом году – не надо суетиться, надо просто работать и еще раз работать. 

В этом году важная вещь произошла и с нашими покупателями, аудитория бренда FinnFlare серьезно «омолодилась». Это стало результатом изменений в маркетинговой стратегии: новый продукт, новые коммуникации. Новые покупатели перешли к нам от ушедших брендов: Massimo Dutti, Tommy Hilfiger. UNIQLO. Были, конечно, и другие марки, но это основные три бренда, откуда мы получили новых молодых модных потребителей. И, как следствие, серьезный рост продаж через мобильное приложение, несмотря на то, что мы моно-бренд. 

В 2022 году мы окончательно поняли, в чем суть работы с маркетплейсами, как надо действовать, и получили отличные результаты. Все три маркетплейса, на которых мы представлены, приносят нам прибыль, и отлично развивается наш собственный интернет-магазин. 

Я поняла, что с большинством из моих сотрудников, я готова идти в разведку! В течение двух последних лет велась серьезная работа по созданию команды, – обновились некоторые позиции, появились новые направления, пришло много энергичных ярких сотрудников. И сейчас в FinnFlare без преувеличений работает Команда мечты. Кстати, здесь тоже произошло омоложение, – топовые позиции в компании занимают люди в возрасте от 28 до 38 лет. Конечно, с частью команды мы работаем уже более 20 лет, и такая стабильность очень важна. 

Запись эфира с Ксенией Рясовой здесь

Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года


Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года

Сергей Саркисов, вице-президент компании Новард (Эконика): 


«Не проецируйте старые решения на будущее!»


Основной урок 2022 года для меня заключался в том, что не нужно проецировать старые решения на будущее. Почему? Потому что всё, что происходило раньше, и тот опыт, который ты получил когда-то (даже успешный) в этом году оказался «в перевернутом виде». 

Так как для большинства fashion-компаний любой кризис сопровождался девальвацией, в этом мы наоборот получили укрепление рубля, а первичные решения принимали на основе старого опыта, прогнозируя новую девальвацию. В итоге все, кто не суетился и немного подождал, оказались в большем выигрыше, чем те, кто принимал эмоциональные решения. 

Покупатели в очередной раз подтвердили особую лояльность к бренду в период кризиса. Сейчас в «Эконике» идет долгосрочный проект по привлечению более молодой аудитории, и в числе коллабораций мы запустили эко-капсулу. Так вот эта коллекция показала – насколько разное отношение к ней со стороны разных поколений покупателей. Более возрастные покупатели отнеслись к ней с подозрением. Они считают, что обувь из таких материалов, во-первых, не может столько стоить, а во-вторых, нога в ней не дышит. 

Молодежь, напротив, восприняла новую коллекцию с воодушевлением и даже восторгом. И они покупали ее, несмотря на стоимость и свойства эко-материала. 
Эта разница в восприятии поколений ощущается, но мы будем продолжать развивать выбранную стратегию. 

Относительно команды хочется особенно подчеркнуть, что 2022 год еще раз подтвердил идею о том, что в бизнесе важно не просто наличие команды профессионалов, а сплоченность и нацеленность на результат. При ее наличии скорость развития всей компании увеличивается даже в кризисные периоды. 

Вторая важная вещь касается лидерства. Принято считать, что для успешного прохождения через кризис, для развития компании важно наличие одного сильного лидера. Я же все больше осознаю, что командное лидерство гораздо важнее. Даже скажу, что 2022 год, несмотря на все сложности, для компании стал одним из наилучших по рентабельности бизнеса.

В отношениях с поставщиками этот год, конечно, показал важность долгосрочного партнерства. Когда начались проблемы с проведением платежей зарубежным партнерам, поставщики, с которыми мы уже прошли не один кризис, отгружали товар и работали, что называется, на доверии. Около месяца ушло на открытие счетов в других банках и согласование всех условий. Поставщики вели себя по-разному, но главным фактором была продолжительность партнерства, и позитивный опыт. 

Отдельно скажу о партнерах из Европы, с которыми мы сотрудничаем уже на протяжении 10-15 лет. Несмотря на негласные запреты и общий негативный фон вокруг работы с Россией, они проявляли гибкость в коммуникациях, и мы вместе нашли формат для продолжения совместных проектов. Все трудности преодолимы, если у компании есть хорошая репутация!

Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года


 Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года
Сергей Беляков, управляющий директор OZON:


«Не меняйте принятые решения под влиянием эмоций!» 


Главный опыт, который мы вынесли из 2022 года – важность сдерживать эмоции и не реагировать остро на всё происходящее. В спокойном рабочем режиме работать и заниматься развитием компании. Важно не менять принятые ранее решения под влиянием эмоций. 

Конечно, нужно быть адаптивным и быстро реагировать на происходящее, но есть базовые вещи, которые должны быть стабильными и наименее чувствительными к эмоциям. 

Конечно, это сделать было совсем не просто, тем более, когда в компании работает не 50-100 человек, а 40 тысяч. И я, пользуясь случаем, хочу поблагодарить все сотрудников компании Ozon, всех без исключения. Не могу сказать, что хладнокровие и спокойствие команды стало для меня откровением, – мы всегда были уверены в коллегах. Но приятно, что ощущения вновь подтвердились в сложные времена. 

С человеческой точки зрения скажу, что я считаю важным, чтобы не только эмоции не влияли на принятие важных решений, но, и чтобы ситуация вокруг не лишала нас возможности выражать человеческие эмоции там, где это важно и нужно. 
 
Запись эфира с Сергеем Беляковым здесь

Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года


Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года
Кирилл Терещенко, Генеральный директор ООО «Котани Рус»:


«Не нужно мгновенно реагировать на события, притормозите и посмотрите – как они будут развиваться»


За всю мою 30-летнюю карьеру на FMCG-рынка 2022 года стал максимально аномальным, непредсказуемым, непрогнозируемым. И я для себя вынес одну, казалось бы, парадоксальную вещь – не надо бояться пасовать перед сложностями, плюс – важно смотреть на всю ситуацию сверху, а не только изнутри пытаться что-то улучшать и купировать проблемы. 

Интуитивно я выработал для себя стратегию, которая оказалась правильной. Она заключается в том, что не нужно сразу реагировать на происходящие события, а надо притормозить, задержаться на определенное время, чтобы увидеть – как то или иное событие будет развиваться. И тогда уже принимать решения. Оказалось, что сила в том, чтобы немного опоздать. 

Но, поняв тренд, реагировать надо быстро, уже на этом этапе проявляя гибкость и скорость реакции. Качество поспешных решений было очень низким, и это главный урок этого года. 

Говоря о покупателях, очевидно, что основная стратегия сейчас – это экономия, и этот тренд, конечно, был лейтмотивом всего 2022 года, во всех сегментах FMCG. Но в этом паттерне есть один важный момент; это не экономия ради экономии, а «экономия с умом». Это означает, что покупатели совсем не хотят сокращать объем своей привычной корзины и отказываться от любимых продуктов. Они еще активнее стали применять разные инструменты «оптимизации»: реагировать на скидки, участвовать в акциях, проверять стоимость товара в разных каналах и в разных форматах магазинов. Последнее – особенно популярно. 

Я даже по себе отмечал, что вместо 2-3 магазинов я готов обойти 5-6, чтобы понять ценовое предложение и выбрать оптимальное. 




Читайте также:  Шокирующие тренды в ритейле на 2023 год




Всё это с первого квартала 2022 года стало причиной запуска ритейлерами большого количества СТМ. Компания Котани – крупнейший производитель СТМ в категории специй, и мы рады тому, что активно сотрудничаем с ритейлом в данном сегменте. СТМ – это отдельный, хороший и очень перспективный бизнес, и для нашей компании это – серьезная часть долгосрочной стратегии. 

Должен сказать, что покупатели, несмотря на экономию и расширяющиеся линейки СТМ, продолжают уделять внимание новинкам. Экономия – это хорошо и правильно, но разнообразие тоже необходимо. Ну и, конечно, нынешние покупатели, особенно это касается представителей молодого цифрового поколения, хотят, чтобы продукт отвечал их ценностям. Экологичность, ЗОЖ, поддержка локальных производителей, – всё это приобретает в глазах потребителя особую важность. 

Чему научила команда? 2022 год, несмотря на все сложности, Котани завершает с отличными показателями и уверенной позицией лидера рынка. И, конечно, во многом это произошло благодаря слаженной работе команды. В период кризиса важно давать постоянно команде обратную связь: где мы сейчас находимся, в каком направлении движемся, насколько у нас получается достигать поставленную цель и чего для этого не хватает. Я всё это делал весь год, и у команды всегда было четкое понимание того, куда «плывет корабль». 

В жизни нет ничего невозможного, все барьеры и стереотипы только у нас в голове, поэтому всегда надо стремиться ставить перед собой цели, которые (как нам кажется) чуть превышают наши возможности. Я это называю «видеть цель за доской», иначе доску (в боевых видах спорта) разбить никогда не получится. Что я имею в виду?

Тамешивари – восточное боевое искусство, смысл которого в разбивании разных предметов (доски, кирпича и т.д.). Так вот, пытаясь разбить сам кирпич, никогда не удастся это сделать. Кирпич – лишь точка приложения удара. Мысленно надо «бить» за кирпич, и более того – в момент удара мысленно надо представить, что он уже сломан. 

В бизнесе все то же самое. Надо смотреть за цель и четко понимать, что недостижимых целей не существует. Любая цель по товарообороту, по продажам, доле рынка реальна, но надо смотреть «за доску». 

Запись разговора с Кириллом Терещенко слушайте здесь. 

Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года

Еще одним итогом года, который подвели члены Академии ритейла стало слово, которое, по мнению бизнеса, можно назвать ключевым в новой обстановке. 

В шорт-лист, который сформировали члены Наблюдательного совета Академии во главе с Александром Борисовым, вошли важнейшие понятия: «стойкость» и «гибкость», «перестройка» и «перспектива». Каждое точно отражает актуальную ситуацию в бизнесе. 

Но наибольшее число голосов, с перевесом почти в 5%, получил тезис о решающей роли консолидации команды вокруг целей бизнеса в этом году. В ситуации тотальной неопределенности способность бизнеса действовать гибко и видеть перспективу, опираясь на многообразие мнений членов единой команды стало решающим! 

Таким образом, словом 2022 года стало слово «Команда». 




Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года«Решение Академиков носит сугубо прикладной характер! – отметил Алексей Филатов, основатель Академии.  

– Посыл нашего сообщества в том, чтобы помочь всем коллегам на рынке сфокусировать свое внимание на главном. В 2022 году при всем многообразии факторов, именно сплоченная КОМАНДНАЯ работа, а не личное лидерство, позволила не просто устоять, но добиться выдающихся результатов. Я убежден, фокус на еще нераскрытых ресурсах КОМАНДЫ принесет свою отдачу и в новом году!».

Все интервью с Топ-менеджерами и владельцами компаний смотрите на канале «ГИПЕРМАРКЕР». 

Академия Ритейла поздравляет вас с Новым годом! Желаем вам в любой ситуации находить правильные взвешенные решения, чувствовать поддержку команды, ощущать уверенность в том, куда вы движетесь и получать отличные результаты и приятные сюрпризы в награду за вашу интуицию и верные решения! 

Проект реализован при поддержке New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит