0/5

Черная магия и её разоблачение: какие фокусы с новыми онлайн-кассами обречены и что за них будет?

Черная магия и её разоблачение: какие фокусы с новыми онлайн-кассами обречены и что за них будет?
время публикации: 10:00  26 октября 2017 года
Предприниматель должен быть креативным и изобретательным. Однако некоторые сеансы Черной магии едва ли получат высокую оценку ФНС. В частности, всё, что касается манипуляций с новым кассовым оборудованием или отсутствием такового.
Ответственные ритейлеры уже смирились с новым кассовым оборудованием, на которое их обязали перейти поправки к 54-ФЗ, и не стремятся обхитрить государство. Более того, многие уже освоились и научились получать данные, которые способствуют оптимизации важнейших бизнес-процессов. Ведь благодаря новому функционалу  можно в онлайн-режиме создавать разнообразные отчеты, отслеживать средний дневной чек и оперативно реагировать на недостаток наиболее популярных товаров или, напротив, затоваренность склада по определенным позициям. Однако региональные или малые ритейлеры все же не оставляют мысли немного «пофокусничать» и придумать схемы, которые освобождают их от нововведений, либо сводят затраты к минимуму. 

Эксперты по вопросам нового кассового оборудования рассказывают о самых распространенных «фокусах», и о том, что за них будет бизнес-мастерам Черной магии. 






 «Действительно, человеческий мозг очень изобретателен», – отмечает  Михаил Климов, компания «Хэдлайн», – тем более в России всегда существовало такое понятие, как «взломать систему». Не исключением стали и онлайн кассы».

Первый распространенный способ сэкономить на оборудовании, описанный Михаилом Климовым,  встречается в сфере доставок или выездного оказания услуг. Чтобы не покупать специальное оборудование для мобильной торговли, чек для покупателя выбивается в точке продаж на стационарной онлайн кассе. Далее курьер просто доставляет заказ, получает оплату и вручает покупателю предварительно отбитый чек. 

«Рисков в этой схеме сразу несколько, – отмечает Михаил. – Во-первых, покупатель может отказаться от заказа, тогда по данной покупке придется выбить возврат. Во-вторых, покупатель может сам возмутиться тому, что чек был выбит не при нем, и обратиться в соответствующие органы. Тогда вопросов от ФНС точно не избежать. За не выбитый и не предоставленный по требованию покупателя чек  ИП грозит предупреждение или штраф в 2000 рублей. Для ООО – предупреждение или штраф в 10000 рублей».

ФНС.jpg

Стоит отметить, что наибольшее количество хитростей связано со сферой доставки. Велик соблазн не приобретать дорогостоящее оборудование для курьера, а отправить его к покупателю с созданным по старинке бумажным чеком. Вот и второй обходной путь точно также связан с ней. 

«В этом случае происходит следующее, – рассказывает Михаил Климов, –  агент доставляет товары и выбивает чек при передаче товаров покупателю в полном соответствии с ФЗ-54, но от своего имени.  А деньги, полученные от покупателя, затем переводятся с расчетного счета агента на расчетный счет компании, предоставившей товары для доставки. Однако эта схема не вполне законна, ведь в чеке должен быть указан тот, кто предоставил товар – это важно для соблюдения прав потребителя. А в этом случае в чеке будут указаны реквизиты агента, который напрямую к товару никакого отношения не имеет. Поэтому такая схема точно так же будет работать лишь до первого обращения недовольного покупателя». 

Современные покупатели трепетно относятся к четкости в оформлении документов, так как хотят избежать сложностей с заменой покупки или ее возвратом, а потому шанс стать «жертвой» жалобы бдительного потребителя очень высока. 

Третий обходной путь, описанный экспертом,  связан с безналичными платежами и  банком. 

«Всем известно, что оплатить счет можно простым внесением денег в банк даже от физического лица. При этом «физику» совсем не обязательно иметь или открывать счет в банке. А банку для приема наличных онлайн-касса не нужна. Как только банк принимает наличные деньги от покупателя, он уже безналичным платежом перечисляет эту сумму на счет компании. Компания тем самым избавляется от необходимости устанавливать онлайн-кассу. Однако если компания в основном работает с физическими лицами, то у налоговой службы точно также возникнут вопросы при большом количестве внесений на счет от физических лиц, и ФНС может обязать применять онлайн кассу при расчете с покупателями», резюмирует Михаил Климов, компания «Хэдлайн». 






Иван Воробьев, руководитель дирекции по развитию бизнеса, i-Retail считает, что идеальных  способов обойти нововведения и вовсе нет. Все данные о совершенных торговых операциях уходят к ОФД, и любая попытка избежать этой связи приведет к скорому разоблачению. 

«Допустим, на счет магазина через интернет-платеж поступили денежные средства, есть дата, сумма и т.д.– моделирует ситуацию Иван Воробьев, – Если в ОФД чеке это поступление не отражается и отчётность продавца противоречит движению денег по счёту, у налоговой инспекции сразу же возникают вопросы. Такого рода нарушения караются штрафом. При повторном выявлении – приостановкой деятельности». 

Иван описал лишь одну схему мистификаций с кассовой техникой, которая обычно применяется теми магазинами, где есть собственные курьеры, или же самими курьерскими службами, которые также согласно правилам 54-ФЗ должны снабдить каждого курьера аппаратом нового поколения. 

Курьер берет наличные.jpg

 «Оптимизированная» схема выглядит так: в целях экономии покупается один фискальный регистратор с фискальным накопителем, который ставится в офисе. Курьеру выдается недорогой принтер для чеков, у которого есть ПО, позволяющее выбрать товар и нажать кнопку «оплатить». Платеж принимается наличными деньгами либо по системе эквайринга». 

Иван признает, что отследить такие платежи сложнее. Однако при первой же офлайн проверке всё выйдет наружу и повлечет за собой более серьезные расследования. И снова во главе угла стоит бдительный покупатель, который всё фиксирует и готов поспособствовать созданию сложностей у хитрого ритейлера. 

«Сейчас налоговая инспекция прорабатывает пути стимулирования покупателей к проверке чеков. На рынке ходят слухи, что для этого будет применяться опыт других стран, – рассказывает эксперт i-Retail, – Там правоохранительные органы устраивают лотереи для потребителей на основе чеков. Если чек «левый» – в лотерее не участвуешь, для допуска нужно проверить его на сайте ОФД. Если чек в системе не обнаружен – оформляешь жалобу, далее по сценарию «проверка – штраф». 

Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ рассказывает о другом, довольно изящном способе, который изобрело государство для выявления нарушителей 54-ФЗ. «Оно наделило функциями контроля самих потребителей. Специально для них ФНС выпустила мобильное приложение, позволяющее проверить подлинность любого чека и при обнаружении нарушения – нажатием одной кнопки отправить уведомление в налоговую».

И можно не сомневаться в том, что найдется немало тех, кто скачает приложение и выйдет на «тропу войны». 






В связи со всем вышесказанным стоит вспомнить (или напомнить) о том, какие штрафы грозят ритейлеру за сокрытие данных и неприменение контрольно-кассовой техники. Надо сказать, что санкции эти весьма ощутимы для малой и средней розницы. 

Для должностных лиц: от ¼ размера суммы расчета (но не меньше 10 000 рублей) до ½ размера суммы расчета (но не меньше 10 000 рублей); 
Для юридических лиц: от ¾ размера суммы расчета (но не меньше 30 000 рублей) до 1 размера суммы расчета (но не меньше 30 000 рублей). В случае повторного неприменения ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения кассовой техники, составила в совокупности, один миллион рублей и более должностное лицо будет дисквалифицировано на срок от 1 года до двух лет; на юридическое лицо будет наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Также нарушителям вменяются штрафы за применение кассовой техники без фискального накопителя, без подключения к сети интернет, формирующей кассовый чек с нарушениями новых требований и других нарушениях. Предусмотрен штраф за отсутствие передачи чека покупателю в электронном виде при его запросе или невыдачу чека покупателю на бумажном носителе, штрафы за непредоставление информации в ФНС и т.д.

касса2.jpg

Максим Опилкин, директор по развитию GROTEM – разработчик программного обеспечения для онлайн-касс компаний АТОЛ, МодульКассы и Штрих-М согласен с тем, что идеальных «фокусов» не существует, и каждый из них вычисляется сверкой того, что было, и что есть, либо элементарной арифметикой.  

«Налоговая легко выявит компании, которые хотят сэкономить на кассах или скрыть часть выручки. Она просто сверит список компаний, у кого были кассы старого образца с теми, кто зарегистрировал онлайн-кассы. Если компания не ликвидировалась, получается, что с 1 июля 2017-го она работает без кассы. 

Второй прием: налоговая увидит, что компания, у которой десятки курьеров и десятки автомобилей, зарегистрировала всего одну или две онлайн-кассы. Например, курьерская служба со 100 курьерами купила онлайн-кассу, поставила ее в офисе и передает данные о расчетах курьерам на дешевые принтеры чеков. По закону у курьера должна быть полноценная касса с фискальным накопителем. Стоит ожидать, что в ближайшие месяцы ФНС проведет проверки у крупных курьерских служб и спросит, почему курьеры работают без кассы. 

Третий прием: налоговая посмотрит, в какое время бьются чеки. Если у дистрибьюторов, например, в чеках указывается время с 10:00 до 12:00, скорее всего, их сотрудники не печатают чеки на месте. Это повод для проверки. Кроме того, есть способ узнать, на какую сумму оштрафовать нарушителя 54-ФЗ. Налоговая посмотрит декларацию предпринимателя, где видна выручка. Потом посмотрит на данные, которые передала онлайн-касса. Если суммы не совпадают, на разницу начислят штрафы, до 100% от разницы».






Торговля и без того – дело довольно хлопотное. Закупки, логистика, персонал, маркетинг, – все процессы требуют немалых затрат времени, сил и финансов. И, конечно, можно попробовать облегчить себе жизнь, забив  забыв установить соответствующее правилам оборудование. Игра в догонялки с ФНС может быть довольно увлекательной. Но, судя по тому, что рассказали эксперты, все «фокусы» давно известны. Поэтому несколько раз подумайте о том, что проще и дешевле: заплатить 30 000 рублей за автоматизацию торговой точки, или заплатить штраф в размере 30 000 рублей за каждый не выбитый чек?

0
Реклама на New Retail. Медиакит