0/5

Доверяй и доставляй: применение экзотического доверительного формата доставки в российском ритейле

Доверяй и доставляй: применение экзотического доверительного формата доставки в российском ритейле
время публикации: 10:00  09 декабря 2019 года
Теги: доставка
В мировой практике ритейла доверительная доставка уже давно не считается экзотикой. В российских реалиях доставка, проводимая практически без приемки, пока считается недостаточно надежной. Какие плюсы в таком сценарии, и какие сети не побоялись начать его внедрение?
Доверяй и доставляй: применение экзотического доверительного формата доставки в российском ритейле
Георгий Перельман, основатель и директор Perelman Group

В 2006 году в Канаде я увидел, как ночью к магазину косметики подъехал небольшой грузовичок, водитель открыл своим ключом двери магазина, поставил товар в зал, закрыл за собой и уехал. 

Я пристально наблюдал за этим процессом, потому что в то время уже работал в розничной торговле. Мне было интересно, что будет происходить дальше, но продолжения не последовало. Я понял, что компания доставляет товар по ночам, и это большая экономия. 

У данного подхода есть три положительных фактора: улучшение качества работы продавцов, экономия затрат на логистику и на персонал.

• Улучшение качества работы продавцов.

В современных торговых центрах доставка днем запрещена. Она начинается с 22:00, но сразу во все места экспедиторы приехать не могут. И продавцы зачастую возвращаются домой в 1-2 ночи. Никакого удовольствия от этого они не получают. Это часть работы воспринимается ими как наказание. 

Если же продавцы не принимают заказ ночью, значит, они не задерживаются на работе. Отсюда первый и главный положительный фактор – возрастающая мотивация. 

В основном продавцы – это девушки, женщины, и им важно возвращаться домой в разумное время. Здесь имеют значение два фактора: семья, которая ждет сотрудника дома, и сон, гигиенический фактор. Продавец работает не для того, чтобы все свое время проводить в магазине, она хочет сделать свою и жизнь своих родных лучше. 

Для меня, как для эксперта в розничной торговле, этот фактор является наиболее важным. Первый пункт можно измерить только за счет опросов об удовлетворенности продавцов своим рабочим местом – eNPS. А следующие два фактора можно определить через расчеты по деньгам. 

• Уменьшение расходов на логистику. 

Отгрузка товара ночью проще и занимает в 1,5-2 раза меньше времени – нет пробок, посетителей. Убирается процедура передачи товара. Экспедиторы не ожидают момента приемки, пока продавцы все посчитают.  

• Уменьшение расходов на персонал. 

Работа в ночное время, оплата транспорта – это дополнительные расходы. Убрав ночную приемку, вы снизите нагрузку на фонд оплаты труда.




Читайте также: Почему растет текучка? Основные факторы увольнения сотрудников




В компании «Вкусвилл» уже несколько лет доставка переведена на доверительную. По мнению сотрудников, это не вызывает никаких проблем. Причем весь транспорт наемный. Компания обеспечивает доставщиков объемными заказами, которые четко и качественно выполняют свою работу. 

Компания «Подружка» тоже двигается в этом направлении. Недавно директор по логистике сообщил, что они по ночам доставляют на доверительной основе – без приемки. 



Как обеспечить контроль?

Необходимо сравнить расходы с тем несоответствием товара, который может вскрыться в ходе доставки. По словам «ВкусВилл», никаких больших злоупотреблений и махинаций нет. Если вы постоянно работаете с одним перевозчиком, то доверяете друг другу. Если у вас продавцы работают долго и счастливо, текучка не зашкаливает за 100%, а составляет разумные 50 или меньше, то сотрудники держатся за свое место. 

В компании «ВкусВилл» продавцы не проверяют товар по накладным, даже когда приходят утром в магазин. Там проверка происходит выборочно в одном разе из десяти, причем никто не знает какую доставку будут проверять, это назначается внезапно. Так компания обеспечивает надлежащий контроль за доставками. Никто не хочет испытать на себе удачу. 

Из книги «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так»: 

«Не надо быть математиком, чтобы понять – доверительная приемка товара обходится нашей компании гораздо дешевле, чем классическая. Хотя временами мы все равно слышим что-то вроде: «Бедненькие, как же много денег вы теряете на своем доверии к людям…»

Хотя все легко просчитывается. Представьте, сколько бы стоило компании недоверие в одном только этом вопросе. Предположим, мы решили: хватит по ночам пускать в свои магазины незнакомых мужиков! Нужно поставить туда наших сотрудников, чтобы за каждым водителем перепроверили. Что он там привез? Не присвоил ли коробку творожных сырков для своих детишек? 

В ночь нам потребуется вывести как минимум одного сотрудника. Но ему нужны выходные, поэтому по факту их будет два на один магазин. Каждому надо заплатить в среднем по 40 000 рублей. То есть около 100 000 рублей в месяц вместе с налогами на один магазин. Умножим эту цифру на 600 магазинов. Получится 60 миллионов рублей дополнительных расходов. 60 миллионов! Просто потому, что мы не доверяем водителям, которые везут наш товар. 

Разве пропавшая раз в год коробка красной икры может соревноваться с этой суммой?»

Доверяй и доставляй: применение экзотического доверительного формата доставки в российском ритейле


Эффективность системы доказана

Ритейлеры не прибегают к такому типу доставки, потому что считают, что она еще мало где применима и не доказана временем. Но если абстрагироваться от ритейла и посмотреть шире, то можно увидеть, что такая система уже давно есть – это инкассация. 

Когда продавцы сдают инкассацию, то складывают деньги в мешок и отправляют вместе с инкассаторами в банк. Никто в этот момент не пересчитывает деньги. В большинстве своем они проходят четко и банк убеждается в соответствии сданной сумки. Здесь тоже задействованы три стороны: продавец, служба доставки (инкассаторы) и кассир, который пересчитывает деньги. С товаром то же самое, ничего нового не происходит. Все это откатано временем, все ошибки учтены. 

К инкассации все привыкли и воспринимают эту процедуру как данность. Давайте будем воспринимать как данность и то, что наши продавцы станут уходить с работы вовремя, а доставку начнут осуществлять люди, которым мы доверяем. Так элементарно станет меньше увольнений. С каждым поздним приходом домой человек все больше хочет уволиться. Для многих возможность нормально поспать – это необходимость, гигиенический фактор, о котором мы должны заботиться в первую очередь. 

Доверяй и доставляй: применение экзотического доверительного формата доставки в российском ритейле
Илья Кузьмин, сеть «Подружка»

Беспросчетные технологии приемки товара в магазинах, они же «слепые или доверительные приемки», своим массовым внедрением обязаны популяризации обмена данными через EDI, только в данном случае к стандартному пакету: заказ – ORDERS; подтверждение заказа – ORDRSP; уведомление об отгрузке – DESADV; уведомление о приемке – RECADV, добавился DESSCC.
 
Он и представляет из себя перечень штрих-кодов, которые нанесены на коробах с товаром с детализацией внутреннего содержимого. 


Что же даёт процедура доверительной приемки? 

Для поставщика это снижение транспортной составляющей, обусловленной тем, что сдача продукции на «точке» происходит быстрее, и один водитель за рабочий день может сдавать существенно больше объектов, без учёта экономического выигрыша при комбинировании в кузове заказов для нескольких клиентов. 

Почему ритейлеры готовы на это идти? Или как к этому пришли мы? 

По анализу поставок за определённый период времени были выделены поставщики с минимальными ошибками (минимум актов ТОРГ-2) и максимально точным исполнением заказа. Поскольку внедрить для каждого склада единую технологию комиссионирования продукции невозможно, так как у всех свои технологии, за основу было взято правило упаковки товара в транспортные короба. Упаковка должна производиться на специальных проверочных столах с обязательным сканированием каждой товарной единицы и 100% программным запретом «ручного ввода количества», обязательно под камерами. То есть с мест хранения продукция может отбираться хоть по бумаге, как кому угодно, но перед упаковкой в короб товар должен быть отсканирован. 

Открываем короб, начинаем сканировать каждую единицу (как в супермаркетах на кассе), после заполнения короба он запечатывается, и принтер на него печатает штрих-код (электронный упаковочный лист), который потом по EDI передаётся в магазин. Сканируя короб при приемке, на сток ставятся уже штуки, задача принимающего человека состоит только в выкладывании товара на полку. После того, как короба отсканированы, поставщик по EDI получает подтверждение о статусе и качестве приемки.

Приемка по упаковочным листам вкупе с EDI даёт сторонам отличный экономический эффект как по транспортной составляющей, так и по «бумажной волоките». Более того, поставщику не надо дожидаться возвращения водителя на базу, чтобы понять, как прошла приемка. Сравнение DESADV и RECADV делается сразу после окончания сканирования коробов в магазине.

Технология работоспособна при соблюдении правил: поставщик обязан гарантировать поштучное сканирование и доставку коробов без следов вскрытия или замятия. Покупатель же в свою очередь должен не задерживать машину на приемке.

* * *

Авторы: Георгий Перельман, основатель и директор Perelman Group, эксперт в управлении розничной торговлей, ex-директор департамента розничной торговли «Орматек» (300 магазинов) и Илья Кузьмин, руководитель отдела логистики, «Подружка».

0
Реклама на New Retail. Медиакит