10 тенденций e-commerce в 2022 году
время публикации: 10:00 28 декабря 2021 года
В течение последних двух лет мы наблюдали стремительный рост электронной коммерции. 2022 год станет, по мнению Сергея Егорушкина, члена наблюдательного совета UPMARKET, годом перехода количества в качество. Появятся и первые разочаровавшиеся селлеры, которые не смогут достичь высоких результатов на маркетплейсах, и дефицит товаров, и новые сервисы для обслуживания небольших торговцев.
Сергей Егорушкин, член наблюдательного совета UPMARKET, президент Ассоциации торгово-технологических компаний.
Первые разочарования в маркетплейсах
Предыдущие два года мы наблюдали только стремительный рост e-commerce - особенно мультикатегорийных гипермаркетов. В 2022 году прогнозируется появление первой волны разочаровавшихся селлеров, которым не удалось достичь ожидаемых (но не обещанных!) результатов. Ведь выйти на площадку действительно можно быстро, а вот что делать дальше в условиях большой конкуренции, в том числе с сезонными товарами, уже непонятно.
Первые расстроенные появились уже в этом году - не всем удалось «поймать куш» на поп-ит и симплах: трендовый товар - самый сложный с точки зрения перспективности постоянного заработка на нем. Волна прошла, а товар остался.
Рост спроса на сервисы по управлению продажами
Из предыдущего логично вытекает следующее - увеличение спроса на профессиональные сервисы по управлению продажами и продвижение внутри маркетплейсов. Наступило время инвестиций в сервисные платформы: так, например, UPMARKET стал первой компанией на данном рынке, которая закрыла раунд инвестиций в ноябре 2020 года.
Наиболее технологичные компании, с собственными IT-решениями и широким спектром услуг, получат поток новых клиентов из всех сегментов бизнеса, а на рынке самих сервисов начнутся процессы слияний и поглощений. Те, кто чуть притормозит в развитии, останутся на обочине и покинут отрасль.
Рост интереса к покупке готового бизнеса на маркетплейсах
Из-за разочарований и большой конкуренции в следующем году намечается всплеск купли-продажи упакованных брендов и готового бизнеса на маркетплейсах. Кто-то просто будет продавать свои компании с готовыми аккаунтами, некоторые будут создавать новые, прокачивать их и выставлять на продажу «по мере готовности».
К концу года могут появиться и инвесторы, которые захотят вложиться в чужой бизнес и развивать его вместе. Но первое время предложение, конечно, будет доминировать над спросом, а удачные сделки будут единичными.
Развитие микрофулфилмента
Если говорить о развитии логистических услуг, то на сегодняшний день в ней наблюдается меньше всего проблем, так как 2021 год стал годом именно логистики. Открылось более десятка крупных хабов, сортировочных центров по всей России вплоть до Дальнего Востока, часть из них уже ввели. А Яндекс.Маркет пошел еще дальше, организовав в своих ПВЗ в том числе прием товаров некрупными партиями.
Рынок будет развиваться в этом направлении и дальше. А к крупным игрокам по внешней логистике добавится так называемый «микрофулфилмент» с более конкурентной ценой для небольших селлеров. Появление таких микросервисов будет по большей части организовано на базе компаний, у которых уже есть собственный склад и опыт поставок на маркетплейсы, поэтому вполне оправдано то, что они будут продавать эти услуги сторонним продавцам для оптимизации собственных расходов.
Усиление борьбы с контрафактом и потребительским терроризмом
С точки зрения защиты интеллектуальных прав и борьбы с контрафактом ожидается появление более жесткой рабочей схемы, так как количество нарушений и нареканий со стороны всех участников рынка в этом году значительно возросло.
Следующая проблема - это поиск решений по борьбе с потребительским терроризмом на маркетплейсах, который тоже уже набирает свои обороты.
Дефицит сырья приведет к дефициту товаров
В 2022 году ожидаем появление дефицита разных групп товаров, связанного с вводом ограничений и срывом поставок в период пандемии.
В первую очередь это коснется различных электронных компонентов, некоторых видов косметического сырья и текстильной промышленности. Следовательно, со стороны потребителей и бизнеса начнется настоящая охота за этими товарами.
Четкие предпочтения – продуманные бренды
Предыдущие два года пользователи маркетплейсов часто отказывались от привычных брендов в пользу новых и локальных производителей. Но в будущем году часть покупателей сформирует свои более четкие предпочтения и либо вернется к старым фаворитам, либо более осознанно станет потреблять товары новых.
Поэтому уже сейчас имеет смысл при выходе на рынок e-commerce создавать качественный, продуманный бренд со своими ценностями и заботой о качестве, здоровье, экологичности, а не просто лепить наклейку собственной торговой марки (СТМ) на товары китайских производителей.
Борьба за аудиторию
Аудитория маркетплейсов перестанет стремительно расти, так как потенциал для этого практически исчерпан, и те потребители, которые хотели бы пользоваться маркетплейсами, уже приобрели такой опыт. Рост за счет более молодой или, наоборот, возрастной категории в 2022 году будет минимальным, поэтому начнется сильная конкуренция за аудиторию между площадками и усилится борьба за трафик на карточки конкретного бренда.
В итоге российские «электронные» покупатели распределятся между экосистемами. Так что те, кто давно не занимался формированием лояльности к собственному бренду, начнут терять в доходах, а те, у кого нет экосистемы будут либо создавать свою и продвигать ее на рынок, либо будут искать возможность наиболее удачной коллаборации и присоединяться к чужой.
Читайте также: Новый рекламный инструмент от OZON: как быстро продвинуть новинки и вывести свой товар в ТОП поиска маркетплейса
СТМ маркетплейсов: угроза или драйвер для всех?
А что с СТМ? Многие участники рынка видят огромную угрозу своему успеху с появлением собственных товаров маркетплейсов на полках электронных гигантов. Не стоит бояться! Если маркетплейсы грамотно продумают собственные СТМ, то это может стать локомотивом продаж и для всех остальных. Ведь мы понимаем, что это будут не экзотические, а массовые товары с простыми свойствами и первой ценой, что позволит привлечь к площадке еще больше активных покупателей.
В итоге зарабатывает и маркетплейс, и продавцы, которые таким образом получают новый бесплатный способ попасть в потребительскую корзину. Главное - сделать всё сбалансировано, чтобы не вытеснить на популярных нишах обычных селлеров.
Маркетплейсы как поставщики банковских услуг для селлеров
Еще один бизнес, который будет развиваться на гребне успехов маркетплейсов - это банковские услуги. Ведь не зря в 2021 году все крупные площадки приобрели себе банки. Стратегическая цель - не потребительские рассрочки (они и так есть), а оказание финансовых услуг для селлеров. И конкуренция в этой нише будет только расти, так как сейчас практически все банки из российского ТОП-20 активно готовят собственные продукты для бизнеса на маркетплейсах, и уже в первой половине 2022 года анонсируют свои услуги в части онбординга, факторинга и других финансовых операций.
Вопрос в том, где будут выгоднее условия и чей подход будет конвертировать в сделки лучше: во внешних банках умеют прекрасно упаковывать и продавать кредитные продукты, а у электронных гигантов - есть отличная база и прямой доступ к целевой аудитории.
Сергей Егорушкин,
член наблюдательного совета UPMARKET,
президент Ассоциации торгово-технологических компаний.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...