0/5

Бесшовное обновление сайта: как правильно переехать и почему создание нового сайта дешевле доработки существующего

Бесшовное обновление сайта: как правильно переехать и почему создание нового сайта дешевле доработки существующего
время публикации: 10:00  10 марта 2023 года
Новые технологии постепенно захватывают наш мир, и сфера электронной торговли — не исключение. Часто обновления связаны с доработкой сайта или разработкой нового. Но всегда ли это необходимо?
Разбираемся вместе с CEO веб-интегратора «Осьминожка» Михаилом Шрайбманом и техническим директором компании Денисом Нагаевым.


Как понять, что пришло время обновить сайт


Такая задача вытекает обычно из бизнес-целей: увеличение маржинальности, оборота, количества покупок за определенный месяц, снижение расходов на менеджмент, создание уникального функционала и дизайна с целью выделиться на фоне конкурентов или на рынке в целом. 

Основная же причина, по которой бизнес обычно приходит к обновлению сайта — его масштабирование. И задача эта не всегда легко выполнимая. 

Предположим, сайт был разработан три года назад, через какое-то время перед бизнесом встали другие задачи. Проблема здесь заключается в том, что доработка может быть либо очень дорогой, либо не вписаться в задуманный продукт вовсе.

В ритейле с такой инициативой обычно выступают ecommerce-директора, которые понимают, каких показателей должна достичь компания. В любом случае, чтобы принять решение об обновлении сайта или создании нового, нужно провести глубокую аналитическую работу. 

Изучая полученные данные, мы понимаем, что сайт не справляется с задачами, для которых он создавался: покупателям не удобно заказывать товары, в дни акций он перестаёт работать, конверсия слишком большая и не соответствует производственным мощностям компании. На этапе аналитики важно понимать, что должен получить бизнес, начиная работу по созданию или обновлению сайта.


Современный интернет-магазин и его будущее


Идеальная ситуация складывается тогда, когда сайт служит для автоматизации бизнес-процессов компании. Важно, чтобы менеджеры тратили меньше времени на взаимодействие с покупателем, если в этом нет прямой необходимости, а все пользовательские данные анализировались в автоматическом режиме. 

Существует множество технологий, которые обеспечивают все эти процессы. Современный интернет-магазин сложно представить без, например, инструментов, которые автоматически исправляют ошибки в поисковой строке, увеличивают скорость загрузки сайта, подбирают персональные рекомендации. Конечно, не говоря о простом — различных способах оплаты и доставки, удобной и интуитивно понятной корзины, возможности отслеживать свой заказ. Для b2b-порталов особенно актуальна возможность заказа в разных вариациях: в палетах, в коробках, без упаковки. Особенно популярны сейчас конфигураторы и калькуляторы. 

Популярность набирает идея перехода электронной коммерции в социальные сети и мессенджеры. В будущем нас ждет практически полный переход в виртуальную реальность. 

Ещё один вопрос, который остро стоит в e-commerce — обработка персональных данных и их использование. Эта область сейчас довольно серьёзно контролируется государством в законодательном плане.  Но если только представить, что персональные данные будут чуть доступнее, то у e-commerce появятся новые возможности: анализ того, что заказывал или изучал человек на том или ином интернет-ресурсе, даст развитие многим технологиям, в том числе и искусственному интеллекту.

Бесшовное обновление сайта: как правильно переехать и почему создание нового сайта дешевле доработки существующего


 

Обновлять или создавать новый, вот в чём вопрос


Мы уже рассматривали ситуацию, когда вопрос обновления или доработки сайта встаёт через три года после его создания.  В таком случае поверхностными изменениями не обойтись, придётся лезть «под капот». 

Если же внести небольшие изменения в ускоренном режиме, то с каждой такой доработкой работоспособность сайта будет понемногу ухудшаться. Это приведёт в дальнейшем к огромному количеству багов, исправление которых займёт в сумме больше времени и потребует больше денег. Если речь идёт о доработке текущего сайта, может сложиться ситуация, когда по проекту нет никакой документации. В этом случае новой команде разбираться в проекте будет сложно, а как следствие — дорого. 

Если говорить о крупном бизнесе, где есть и бюджеты, и вся необходимая документация, и своя команда разработчиков, ситуация складывается немного иначе. 

Важно обратить внимание на то, как разработка нового сайта или доработка текущего повлияют на процессы, происходящие внутри компании, на коммуникацию бизнеса с клиентами, на работоспособность существующего интернет-ресурса. Так можно будет, например, пойти по пути Apple, используя метод «построю рядом». Компания разрабатывает iPhone 12, но при этом не снимает с продажи 11. Постепенно аудитория приходит к покупке новой модели, при этом компания не отпугивает пользователей. 

То же самое происходит и с сайтами: некая сеть магазинов бытовой техники и электроники захотела разработать новый сайт. Бизнес-аналитика и веб-аналитика показали, что он нужен. Нужно подумать и о пользователях. Рациональнее будет оставить две версии сайта, постепенно переводя «старых» пользователей на новый ресурс, а «новых» — сразу на обновленный сайт.  

На этапе бета-тестирования это помогает эффективно решать проблемы, которые на основном этапе разработки не были решены. Выходит, что в случае крупных ecommerce-проектов сделать резкий переход на новый интернет-ресурс не получится. Потребуется большое количество времени и средств на его разработку, а также сохранится необходимость поддерживать старый продукт. 

Компания DNS, например, объявила о переходе на новый сайт, при этом оставила временно в работе старую версию. Это нужно для того, чтобы «старым» пользователям было комфортно оформлять заказы в привычном режиме, а новые могли сразу привыкать пользоваться ресурсом компании.

Если говорить о бесшовном переходе, то для его достижения нужно провести глубокую аналитику существующего проекта, бизнеса и тех инструментов, которыми бизнес пользуется. На этапе перехода важно уделить внимание работе с базой данных, с каталожной продукцией, со структурой проекта, и в конечном итоге озаботиться тем, как новый ресурс поставить на место старого так, чтобы покупатель не потерял сохраненные позиции, ссылки, скидку, переписку с менеджерами, историю заказов.




Читайте также:  Как интернет-магазинам не кануть в Лету в эпоху маркетплейсов




Однозначно ответить на вопрос, что будет дешевле и быстрее — разработать новый сайт или доработать существующий, нельзя. Но проследить некоторую закономерность возможно. 

В случае с небольшими проектами, бюджет которых составляет до трех миллионов рублей, компания будет с помощью своих сил поддерживать сайт, внося незначительные изменения. Если через какое-то время бизнес придёт к тому, что необходимо расширяться, сэкономить вряд ли получится — нужно будет рассматривать вариант создания нового ресурса. 

Если речь идёт о масштабных проектах с бюджетом от 15 миллионов и выше, нужно будет заложить дополнительные ресурсы на проведение аналитики и на постоянную поддержку и наращивание функционала продукта. 

Компания Ozon, к примеру, постепенно вводит обновления, которые пользователи принимают более лояльно. Обновление происходит постепенно, и к каждому функционалу возможно привыкнуть. А вот «ВКонтакте» чаше выгружает масштабные обновления, что довольно проблематично для пользовательского восприятия.

На что обратить внимание, если вы хотите обновить свой сайт

1. Проведение качественной аналитики. Каждый случай индивидуален, и для принятия решения нужно будет прибегнуть к бизнес- и веб-аналитике. Часто ее проводят внутри компании, а затем обращаются к подрядчику с результатами и готовым техническим заданием, но некоторые агентства готовы провести этот этап своими силами.

2. Лучше не экономить. Экономия в моменте поможет вам сохранить часть бюджета, с которой, рано или поздно придётся расстаться в будущем. Предугадать заранее, в каких масштабах будет функционировать ваш интернет-магазин через несколько лет, нельзя. Но в будущем, если вы захотите доработать текущий ресурс или создать новый, вам поможет то, что в своё время вы качественно подошли к вопросу создания сайта.

3. Бесшовный переход. Если у вашего бизнеса возникла потребность переезда на новый ресурс, то, скорее всего, у вас уже есть своя база пользователей. Подумайте, как сделать так, чтобы процесс переезда прошёл для них максимально безболезненно. Достичь такого результата можно, грамотно организовав процесс разработки. Здесь вам поможет команда, которая работает с вашим сайтом. Кроме того, это ещё и вопрос грамотной коммуникации с аудиторией, которой важно объяснить, как приобрести ваш товар на новом ресурсе

4. Коммуникация с разработчиками. Какой бы сильной ни была команда, которая отвечает за ваш сайт, никто не знает бизнес лучше, чем вы сами. Будьте готовы назначить ответственных за коммуникацию с командой разработки. Это должны быть люди, которые чётко понимают цели и задачи бизнеса, знают бутылочные горлышки и понимают критерии оценки успешности проекта.

CEO веб-интегратора «Осьминожка» Михаил Шрайбман
и технический директор компании Денис Нагаев.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит