0/5

Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиям

Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиям
время публикации: 10:00  27 апреля 2022 года
В конце февраля после известных событий некоторые курьерские службы предупредили о возможных задержках доставки. Назывались конкретные регионы, куда будет сложно доставлять, это юг России и регионы Сибири. На рынке возникла легкая паника, так как задержки в доставке сулили им большие убытки. Интересно, что в некоторых регионах сроки доставки уменьшились.
Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиямГенеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская.

Дополнительно возник ажиотажный спрос на ряд товаров, а рынок покинул ряд иностранных логистов. Как службы доставки справились с этими факторами и адаптировались к новым условиям?

Для того, чтобы разобраться в поставленном вопросе, мы как всегда вооружились свежей статистикой PIM Solutions, а также спросили об этом наших коллег из служб доставки. 


Сроки доставки сократились


В первую очередь мы сравнили сроки доставки в феврале и марте 2022 г. Полученные данные нас удивили, поэтому мы перепроверили их еще раз. Вся информация подтвердилась – вопреки пессимистичным и местами мрачным прогнозам, сроки доставки не просто не увеличились, но даже уменьшились. 

Если в феврале доставка в среднем по стране занимала 4,4 дня, то в марте сроки уменьшились до 4 дней ровно. Другими словами, сроки доставки в марте сократились на 10%. 

Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиям

Посмотрим на эти цифры более детально, а именно – как изменилось соотношение разных сроков доставки. Посмотрим на график.

Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиям

Итак, мы видим, что увеличилась доля заказов, доставленных за 1-5 дней, и уменьшилась доля доставок за 7 и более дней. При этом больше всего выросла доля заказов, доставленных за один день. Следовательно, покупатели стали чаще пользоваться экспресс-доставкой. Это первая причина, по которой сроки доставки сократились. 


Регионы

 
Всего в нескольких регионах в течение марта сроки доставки увеличились. Можно перечислить их все – это Ненецкий АО, Севастополь, Бурятия, Республика Крым, Иркутская область. Да и там сроки увеличились незначительно – на 0,1-0,5 дней, или на 2-7%. В остальных регионах сроки доставки уменьшились или остались прежними. Заметнее всего они сократились в таких регионах, как Камчатский край, Магаданская область, Чукотский АО, Сахалинская область, а также Москва. Здесь изменения более существенны – доставка ускорилась на 15-30%. 

О чем говорят эти цифры? 

В Москве, очевидно, чаще заказывали товары с экспресс-доставкой. В дальних регионах она тоже могла оказать некоторое влияние на средние сроки. Еще один возможный критерий – магазины стали чаще пользоваться не только московскими, но и региональными складами. Не зря весь прошлый год игроки рынка e-commerce активно развивали логистику в регионах, открывая там новые склады и фулфилмент-центры. Чтобы удостовериться в этой гипотезе, нужно понаблюдать за доставкой еще какое-то время. 


Товарные категории


Теперь обратимся к товарным категориям. Сроки доставки совсем незначительно (на 1%) увеличились в категориях «Товары для животных» и «Антиквариат и коллекционирование». В остальных категориях сроки не изменились или уменьшились. Быстрее всего по сравнению с февралем стали доставлять бытовую химию, лекарства и электронные сигареты. Здесь, по-видимому, тоже свою роль сыграла экспресс-доставка. 

Говоря о товарных категориях, важно отметить еще один факт: количество заказов не увеличилось, а скорее незначительно сократилось. В СМИ много говорилось об ажиотаже вокруг некоторых товаров, например, электроники или бытовой химии. Но в то же время, на другие товары спрос сократился, например, ювелирные украшения или канцтовары (бумага не в счет). К тому же к концу марта весь ажиотаж прекратился. 

Для рынка это хорошая новость. Во-первых, резкий и непрогнозируемый рост количества заказов неизбежно повышает сроки доставки, не говоря о скрывающихся за сухими цифрами проблемах служб доставки. Во-вторых, за импульсивным ростом спроса следует резкий упадок. Поэтому текущая ситуация, без резких всплесков и упадков количества заказов, является оптимальной и способствует относительному спокойствию на рынке. 

Итак, пока на трансграничная логистика испытывает огромные проблемы и пытается быстро перестроиться, доставка заказов внутри страны проходит без всяких коллапсов, даже с уменьшением сроков. 

Еще раз перечислим основные факторы, которые позволили избежать массовых проблем с доставкой: 

● общее количество заказов не увеличилось
● выросла популярность экспресс-доставки
● больше заказов стали доставлять с местных складов

Возможно в будущем что-то изменится. В любом случае мы продолжим наблюдение за рынком. А чтобы дать полную картину, мы обратились к нашим коллегам из служб доставки, которые находятся в самые гуще события и могут рассказать, с какими проблемами они столкнулись и как их решили. 

* * *

Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиямАлексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry 

Тренды


С конца февраля на рынке обозначилось три явных тренда. Первый — это рост количества заказов в российских интернет-магазинах. На фоне неопределенности люди начали скупать товары первой необходимости и продукты, одежду, обувь, технику — как в офлайновых точках, так и онлайн. Это импульсивный скачок, скорее всего, спрос на товары в ближайшие пару месяцев поменяется. Однако мы надеемся, что стагнации в онлайне все-таки не будет. Даже при снижении покупательской способности населения объем заказов окажется не меньше, чем в прошлом году за счет перетока клиентов и продавцов из офлайна. 

Вторая тенденция — уход из России ряда известных брендов, которые работали в том числе и в онлайне, пользовались услугами доставки внутри страны. Освобождается довольно большая ниша во многих товарных категориях, которую могут занять российские производители, например. Конечно, это будет непросто и не слишком быстро, тем не менее, шанс найти своего покупателя в условиях более свободного рынка значительно возрастает. 

Третий тренд — увеличение спроса на товары, бывшие в употреблении. Рынок С2С активно развивался в России в последние годы. Люди научились успешно продавать на площадках частных объявлений: это экологично, рационально и просто. В условиях, когда потребитель хочет сэкономить или товаров нужного бренда уже нет в свободной продаже в магазинах, это станет мейнстримом.

 

Сроки доставки


Сроки доставки по России у нас не изменились: все доставляем, как обычно. В южные и западные регионы, где закрыто авиасообщение, мы доставляем наземным транспортом. Даже работа по плановому сокращению сроков доставки ведется в штатном режиме, будем ускоряться в Москве, например, в ближайшее время. 


Уход международных курьерских служб


Если говорить про доставку внутри страны (в том числе экспресс-доставку), то объемы ушедших игроков просто перераспределились между их конкурентами. У российских логистов достаточно мощностей, чтобы обеспечить доставку своими силами. При этом у многих есть хороший запас ресурсов и сотрудников, например, Boxberry в любой момент может нарастить объемы по курьерской доставке, если спрос резко вырастет.

Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиям


Поведение интернет-магазинов


В отношениях со службой доставки у интернет-магазинов ничего не меняется: мы выполняем все свои обязательства, вовремя переводим оплату за полученные заказы, соблюдаем сроки. Проблемы у наших партнеров, скорее, с другой стороны: с нарушением цепочек поставок, снижением спроса, ростом закупочных цен.


Что будет дальше


Сейчас сложно давать какие-то прогнозы: ситуация меняется слишком быстро, чтобы её реально было просчитать. Но в любой ситуации Boxberry продолжает стабильно и надёжно доставлять посылки. Мы сохраняем высокое качество сервиса для всех клиентов, ищем новые ниши, улучшаем процессы — просто каждый день хорошо делаем своё дело. Кризис — это время возможностей, нужно использовать его, чтобы создать что-то полезное для людей. 

* * *

Станислав Краснояружский, Генеральный директор RedExpress

Трудности


В нашем случае, это был период активного роста нашего бизнеса, так как существенную долю в нашем клиентском портфеле занимают компании из сегментов фэшн и косметики. И гендерные праздники сыграли здесь положительную роль. Все трудности были связаны с нехваткой курьеров, но были нейтрализованы в течение двух рабочих дней, когда под дополнительный пиковый объем мы произвели дополнительный набор курьеров и полностью закрыли потребности клиентов в экспресс- доставке. Также мы усилили штат на сортировочных центрах и ввели дополнительные меры поддержки курьеров для достижения целевых показателей успешности доставок. Кроме того, организовали прямой канал оперативного обмена информацией по проблемным заказам со всеми ключевыми партнёрами.


Сроки доставки


Сроки доставки оставались на традиционном уровне и соответствовали контрактным срокам, но в последнюю неделю увеличились, что стало следствием шагов по оптимизации операционных затрат на первой и последней миле.

Для клиентов доставка проходит в целом штатно, но по ряду региональных направлений увеличены сроки доставки на 1-3 дня, в качестве временной меры, исходя из текущих обстоятельств.

Для курьерских компаний: есть определенные трудности, связанные с оптимизацией курьерского персонала на фоне снижения бизнес активности в еком и как следствие, снижения количества отправлений.




Читайте также:  У российских интернет-магазинов впервые сократилась доля предоплаченных заказов


 


Изменения у интернет-магазинов


Ряд клиентов приостановили свою деятельность в России, другие перестали передавать заказы в связи с высокой долей импортных товаров в своем бизнесе; третьи – существенного снизили объемы передаваемых заказов. 


Будущее


В ближайший месяц любые прогнозы весьма условны, так как товарный и финансовый рынок крайне неустойчивы.

Тем не менее, мы предполагаем, что после перестроения логистических цепей поставок или путем товарозамещения с других рынков многие интернет-магазины вернутся на прежний уровень или приблизятся к нему. Очевидно, что со стороны интернет-магазинов усилится давление на логистические компании с целью минимизации операционных затрат. Допускаем и новый виток ценовых войн за клиентов e-commerce. 

Возможен сценарий, при котором общий покупательский спрос будет иметь тенденцию к снижению, и клиенты интернет-магазинов могут делать акцент на бюджетные виды доставки – до ПВЗ, почтамтов. В этой ситуации курьерские компании будут искать точки роста в новых форматах доставки: синергия с постаматными и ПВЗ-игроками, сервисы в форматах дропшип, шип фром стор, которые будут удешевлять себестоимость доставки до конечного потребителя и, соответственно, предлагать рынку более дешёвые сервисы доставки до двери.

Генеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская.

Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит