0/5
Как ритейлу пережить кризис, построив правильную платформу для масштабирования

Как ритейлу пережить кризис, построив правильную платформу для масштабирования

Как ритейлу пережить кризис, построив правильную платформу для масштабирования
За последний месяц COVID-19 перевернул российский рынок. Многие офлайн ритейлеры задумались о выходе в онлайн, а некоторые решили создавать собственные маркетплейсы. Эксперт рассказывает о том, из каких блоков должна состоять правильная устойчивая платформа, которая сможет адаптироваться к любым кризисным условиям.
Как ритейлу пережить кризис, построив правильную платформу для масштабированияПандемия и режим самоизоляции радикально изменили продажи, производство, поставки, деловые отношения и, что самое важное, поведение потребителей. Несмотря на то, что наше общество кризисами не удивить, стоит признать: такого, как этот, мы не наблюдали раньше. Ведь он затронул абсолютно все сферы жизни во всем мире. 

Андрей Павленко, СЕО Scallium, рассказывает о том, каким образом сейчас нужно офлайн-ритейлу трансформироваться и масштабировать свои продажи. 


Что происходит в ритейле

Несмотря на все, ритейлеры приспосабливаются к коронакризису и продолжают работать. Даже чистый офлайн-ритейл начал продавать онлайн. Мы видим новости о том, что КБК Черемушки уходит в e-commerce, гиганты офлайн ритейла налаживают партнерство с Ozon и Goods.ru, а Hoff, Quiksilver, Авито и другие объявляют о запуске своих маркетплейсов.

Мировой рынок уже видел подобное. В 2003 году из-за вируса SARS многие китайские ритейлеры оказались на грани банкротства. Большинство из них, которые тогда запустили онлайн-продажи, сегодня являются крупнейшими мировыми игроками e-commerce.

Однако вирус SARS бледнеет по сравнению с воздействием COVID-19. Миллионы людей, которые раньше никогда не покупали онлайн, теперь вынуждены это делать. И точно так же, как когда-то китайский ритейл, те, кто до этого момента не вышел в онлайн, вынуждены наверстывать упущенное. 

В то же время, немногим сейчас дается этот процесс легко. Особенно сложно было справиться с паническим спросом на товары первой необходимости в начале карантина. Когда резко вырос онлайн-трафик, а товаров и человеческих ресурсов для обработки заказов не хватало. Возникли сложности и с логистикой. 

Но кризис, как известно - это время новых возможностей. Ритейл ищет новые технологии, которые поможет им пережить этот шторм. Актуальное IT-решение для электронной коммерции сегодня жизненно важно для того, чтобы удержаться на плаву.


Что чувствует потребитель

Как меняется поведение потребителя в результате кризиса?

●  Вырабатывается привычка покупать с доставкой, которая, скорее всего, не пропадет после карантина. Народ не хлынет в торговые центры сразу после снятия карантинных мер;

●  Появляется еще одна привычка: посещать магазины реже, но с бо́льшим чеком;

●  Покупатель предпочитает покупать максимум SKU в одном месте;

●  Огромную роль в решении о покупке играет удобство, оперативность и безопасность доставки. Раньше это было просто важно, а теперь это главное конкурентное преимущество.

●  И самое главное - покупатель экономит и точно продолжит экономить после карантина.

Последний пункт хотелось бы расписать отдельно.
 
Уже сегодня потребитель отказывается от товаров не первой необходимости. Упали продажи йогуртов, питьевой бутилированной воды, кондитерских изделий, средств для ухода за волосами и др. Все, что можно заменить на более дешевые аналоги, заменяется. Воду можно пить из фильтра, сладкое можно сделать самому и так далее. 

Только 30% россиян готовы после карантина вернуться в прежнему докарантинному уровню потребления. Остальные продолжат экономить. А это значит, что, во-первых, станут снова актуальны промо и скидки; во-вторых, ни о какой лояльности к бренду говорить не придется, покупать будут там, где дешевле.




Читайте также: А что потом? Каким будет e-commerce после апокалипсиса




Что это означает для ритейла? 

Нужно быть максимально гибким - предоставлять своим потенциальным покупателям более широкую полку, больший ассортимент. Именно поэтому модель маркетплейса сейчас привлекает российский ритейл. Модель отвечает всем требованиям покупателя, описанным выше и дает возможность бизнесу адаптироваться к любым изменениям:

● Быстро заводить новые товары от сторонних поставщиков;
● Тестировать новые категории товаров;
● Оперативно обслуживать клиентов;
● Контролировать работу поставщиков, повышая лояльность и доверие к бренду;
● Обладать экспертизой при большом ассортименте.



Как заложить правильный фундамент

Какую бы платформу для новых форматов не выбрал ритейлер, важно помнить, что именно с разработки начинается любой маркетплейс. Техническое решение должно обеспечить качественное выполнение всех вышеуказанных пунктов. Иначе бизнесу будет сложно. Не успеет он внедрить изменения в связи с карантином, как тот закончится, начнется экономический кризис, и снова изменятся внешние условия. 

Главное требование к IT-платформе - она должна позволять максимально быстро реагировать изменения. 

Хороший back office маркетплейса, который может обеспечивать все условия, должен, по моему мнению, состоять из 6 основных модулей:

Как ритейлу пережить кризис, построив правильную платформу для масштабирования
 
Обратите внимание, что в идеале это должен быть не просто набор модулей и конструктор, из которого можно собрать маркетплейс - работать все должно как единое целое, комплекс, который эффективно решает задачи, связанные с производительностью системы, ее участников, нагрузкой и скоростью. Все это является конкурентным рыночным преимуществом, которое поможет справиться с любым кризисом.

Давайте пройдемся по каждому модулю. 


MMS – Marketplace Management System

Это ядро системы. Рубка, которая позволяет настраивать и управлять параметрами маркетплейса, поставщиками и способом взаимодействия их с системой. В идеальном случае (а мы говорим именно о таком), через MMS настраиваются любые индивидуальные модели работы: от разных уровней доступа для сотрудников маркетплейса до индивидуальных условий комиссии для партнеров и разных условий SLA для поставщиков. 

Еще одна важнейшая задача, актуальная во время кризиса - подстраиваться под любое расширение географии, новые рынки и бизнес-процессы. Таким образом, если маркетплейс выходит за пределы России, его платформа позволяет быстро настроить все бизнес-процессы под условия и требования новой страны. При этом, тот же маркетплейс внутри страны продолжает работать, как и прежде.


Мерчант портал (MAS) 

Модуль, который позволяет управлять работой поставщиков, начиная с онбординга, и заканчивая ежедневными рутинными коммуникациями. Одна из основных «болей», с которыми сталкиваются в кризис ритейлеры - это необходимость быстрого заведения поставщиков. Больше нет времени месяцы согласовывать все условия. 10 дней на онбординг - это самый максимум для того, чтобы оставаться конкурентоспособным. 

То, к чему все должны стремиться. MAS автоматизирует процесс заведения мерчантов и значительно ускоряет этот процесс.


PIM 

Решает задачи управления контентом через единую базу. И здесь опять-таки важен временной ресурс. Ведь обычно завести на канал 1 SKU составляет в среднем 46 минут, работа с 1000 SKU занимает больше 700 часов. А когда полка должна быть безграничная, работа с контентом занимает столько времени, сколько тратить непозволительно в кризисный период. Добавьте к этому тот факт, что форматы данных прайс-листов у каждого поставщика свои, что выливается в проблемы при импорте. 

PIM может автоматизировать до 84% ручных задач, сокращая скорость и затраты на заведения качественного контента, предоставляя быстрые инструменты валидации и заполнения карточек. При этом заведение товаров возлагается на мерчанта, а маркетплейс их просто валидирует. Это на порядок ускоряет работу.


OMS

Еще один важный блок в архитектуре маркетплейса - OMS, система для работы с заказами всех каналов в едином пространстве, автоматизирует процесс приема и обработки заказов поставщиков. 

В аспекте кризиса и последующей неопределенности важно, что OMS позволяет поддерживать цену и наличие в актуальности и не вызывать дополнительное раздражение покупателя, когда он заказал, а в итоге либо нет товара на складе, либо цена на него выросла. Единый канал работы с поставщиком позволяет быстро реагировать на проблемы с заказами, а рейтинги поставщиков стимулирует предоставлять лучший сервис. Модуль OMS должен поддерживать сложные логистические цепочки (магистрали, сортировочные центры, региональные и локальные 3pl). 


Биллинг и модуль для аналитики 

Они кажутся второстепенными блоками. Но мы помним, что система - единый организм, и по факту несовершенный функционал в биллинг-системе нивелирует все достоинства вышеописанных блоков. Поэтому описывать эти блоки детальнее не буду, но подчеркну, что широкий функционал и возможность быстрой адаптации к новым условиям – must have и здесь. 

* * *

Напоследок, хочу подчеркнуть, что маркетплейс - это ступень эволюции онлайн бизнеса. Каждый ритейлер рано или поздно придет к этой модели и адаптирует к ней свой бизнес. Сегодня выигрывает тот, кто пришел к этой модели раньше. 

Извлекаем урок: планируем, трансформируемся, строим бизнес-процессы таким образом, чтобы система была гибкой и способной подстраиваться под реалии рынка. И тогда никакой кризис не страшен.

Андрей Павленко, 
СЕО Scallium


время публикации: 10:00  15 мая 2020 года
0
Теги: e-commerce, COVID-19


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит