0/5
Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…
Assist проанализировал, как пандемия отразилась на платежном поведении покупателей в российском e-commerce. Спойлер: роста платежей не произошло.
Сложившаяся ситуация многих вынудила делать онлайн-покупки и оплачивать их дистанционно (некоторые продавцы временно перестали принимать наличные и оставили только возможность онлайн-оплаты заказов, что также стало фактором, способствующим переходу покупателей в онлайн). Но несмотря на то что ряд отраслей испытал подъем, в целом на рынке роста не случилось, а в некоторых сферах даже произошел обвал.


Покупателей в онлайне прибыло…

К позитивным моментам, безусловно, можно отнести тот факт, что количество онлайн-покупателей объективно увеличилось, хотя и не в разы. Число уникальных покупателей (тех, кто хотя бы один раз за месяц сделал заказ хотя бы в одном интернет-магазине) выросло в марте на 10%, в апреле на 12% (по сравнению с февралем).

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…
 

… А покупок убыло

Однако количество покупок, которые были сделаны уникальными покупателями в апреле, выросло в сравнении с февралем на 2% только среди тех, кто сделал одну-две покупки за месяц, а дальше наблюдается резкий спад: количество покупок от 3 до 5 уменьшилось на 10%, от 6 до 8 – на 19%, от 9 и более – на 23%. Иными словами, те, кто в феврале делали покупки примерно раз в неделю и чаще, в апреле стали покупать существенно реже.

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…
 

Денег нет, но некоторые держатся

Средняя величина одного онлайн-платежа также сократилась в марте и апреле по сравнению с февралем – на 5% и 14% соответственно. Впрочем, отметим, что эти цифры – «среднее по больнице», и в некоторых отраслях средний чек вырос в марте и апреле по сравнению с февралем. 

В частности, это касается товаров для детей, цифровых товаров, оплаты услуг связи, интернета и телевидения, доставки готовых блюд и покупок в онлайн-гипермаркетах. Во всех остальных сферах и в целом по всему онлайн-рынку наблюдается либо падение этого показателя в марте и апреле, либо незначительный подъем в марте и затем снижение в апреле, в том числе, и в «выстреливших» сегментах, таких как продукты питания, одежда и обувь, мебель и товары для дома, DIY, БТиЭ и др.

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…
 

Вместо концертов и заграниц – закупили продуктов и на дачи

Доставка продуктов питания, разумеется, «взлетела» выше всех: объем платежей вырос в рублях в 3,5 раза в марте и в 6,7 раза в апреле по отношению к февралю. В сегменте продаж одежды, обуви и аксессуаров – рост в 1,5 раза в марте и в 2,9 раза в апреле. В большинстве выросших отраслей заметный рост произошел именно в апреле, когда все сидели дома: в товарах для красоты и здоровья – в 2,7 раза, в онлайн-гипермаркетах, мебели и товарах для дома – в 2,1 раза, в товарах для животных – в 1,9 раза, в БТиЭ – в 1,7 раза, в цифровых товарах – в 1,6 раза. 




Читайте также: Событийный спрос и контекст потребления: чем торговать прямо сейчас




В некоторых сферах один из месяцев «выстрелил», а другой оказался провальным. Например, автотоваров в марте оплатили на 32% больше, чем в феврале (сказалась подготовка к летнему сезону), зато в апреле, когда ездить стали гораздо меньше, объем платежей снизился на 1% по отношению к февралю. Сегмент DIY в марте «просел» на 4%, зато в апреле (начало дачного сезона) вырос на 34%.

Сильнее всего пострадали отрасли, связанные с массовыми мероприятиями и поездками: оплата билетов на мероприятия (-57% в марте и -99% в апреле), оплата турпутевок, ж/д- и авиабилетов (-31% в марте, -84% в апреле).

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…
 

Пандемия – шанс для Мира

Любопытно, что общий объем платежей, совершенных по картам Visa и MasterCard в апреле, упал на 8% и 14% соответственно, а по картам Мир вырос на 16% в рублях по отношению к февралю. Возможно, это связано с тем, что гарантированное сохранение зарплат в период самоизоляции коснулось, главным образом, бюджетников (основных держателей карт Мир), тогда как остальная часть населения оказалась менее платежеспособной.

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…

Такое положение отразилось, естественно, и на распределении долей, занимаемых в общем объеме онлайн-платежей картами разных платежных систем. В апреле доля платежей по картам Мир выросла на 2 п.п. по отношению к предыдущим месяцам и составила 9% в рублях.

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…
 

Немного назад в прошлое

Способы, которыми покупатель предпочитает расплачиваться в онлайне, под влиянием самоизоляции и притока новых (возможно, неискушенных) пользователей, претерпели легкий откат к традиционности. Так, доля расчетов банковскими картами в апреле составила 89% (в марте – 84%, в феврале – 81%), а доля оплат с использованием pay-сервисов снизилась с 17% в феврале до 9% в апреле.
 
Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…

Сидя дома, удобнее делать покупки и оплачивать их с компьютера или ноутбука – так, вероятно, решили пользователи, благодаря которым относительное количество платежей с десктопа выросло в марте и апреле по отношению к февралю и достигло 55% от общего числа онлайн-платежей в апреле. И если в феврале с десктопа и мобильных платили поровну (50/50), то в апреле мобильные платежи уступили 5 п.п., и их доля составила 45% от общего числа транзакций.

Покупатели пришли в онлайн, но денег не принесли…


Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний – клиентов *Assist.

*Assist с 1998 года обеспечивает прием электронных платежей для российских и зарубежных онлайн-компаний. С помощью Assist можно принимать платежи по картам Visa, MasterCard, American Express, Diners Club, JCB и «Мир», а также посредством систем мобильных платежей Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и электронных кошельков Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney. 

Assist доверяют более 3000 крупнейших онлайн-компаний по всему миру, среди которых Google, Ozon, Ozon.Travel, Большой театр, Мариинский театр, Bileter, HeadHunter, Puma, Sony, Xiaomi, Bonprix, KFC, Burger King, Starbucks, Росгосстрах, The Body Shop, Mothercare, Allsoft, Ашан и многие другие.


время публикации: 10:00  03 июня 2020 года
0
Теги: аналитика, eCommerce , онлайн-торговля, электронные платежи, исследование, онлайн-платежи


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности