0/5

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
время публикации: 10:00  09 октября 2024 года
@Freepic
Платформа для роста онлайн-продаж T-Bank eCommerce в рамках аналитического проекта T-Data выпустила третье ежегодное исследование, в котором проанализировала изменения рынка на основе данных о покупках на популярных маркетплейсах и оборотах тех, кто продает на них товары за 2020-2024 годы.

Основные выводы


● Во втором квартале 2024 года число продавцов на маркетплейсах выросло на 22% по сравнению со вторым кварталом прошлого года. 

● Самый стремительный рост числа продавцов за год зафиксирован у Мегамаркета — в 2,5 раза, хотя по количеству активных продавцов эта площадка по-прежнему отстает от Wildberries, Ozon и Яндекс Маркета.

● При таком быстром росте доля Мегамаркета составляет всего 1,5% (+1 п. п. к прошлому году). Самая большая доля по количеству продавцов — у Wildberries: 53%.

● Средний доход селлера на одном маркетплейсе — 53 тыс. рублей, на двух — 137 тыс. рублей. Те, кто продает сразу на всех универсальных площадках, в среднем зарабатывает 3,6 млн рублей.

● Половина всех оборотов приходится на селлеров, торгующих на одной площадке. При этом каждый пятый продавец подключает две площадки и более к концу первого года работы.

● Половина продавцов с квартальным оборотом более 2 млн рублей торгует на двух площадках и более.

● В качестве первой площадки в 2024 году продавцы в большинстве случаев выбирают Wildberries: популярность этого маркетплейса у новичков выросла на 15 п. п. по сравнению с 2023. При этом на 16 п. п. снизилось число тех, кто выбирает в качестве первой площадки Ozon. 

● Лидерами по росту числа покупок среди городов-миллионников стали Омск, Красноярск, Челябинск, Новосибирск и Пермь.


Темпы роста числа продавцов на маркетплейсах замедлились по сравнению с прошлым годом


По состоянию на первый квартал 2024 года прирост продавцов на маркетплейсах значительно снизился по сравнению с аналогичным периодом 2023. Если в 2023 году прирост составлял 46%, то в 2024 — только 30%. Во втором квартале 2024 их количество выросло всего на 22%, в то время как во втором квартале 2023 — на 34%. 

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
Илья Кретов, директор T-Bank eCommerce:

«Замедление темпов роста числа продавцов на маркетплейсах связано с несколькими факторами. Во-первых, число селлеров настолько большое, что прирастать в несколько раз площадки уже просто физически не могут, а главное — это не особо оправдано. Прирост селлеров часто не ведет к росту уникальных товаров, но усиливает затраты на операционную часть, которая не всегда отбивается аукционной моделью рекламы. 

Во-вторых, несмотря на то, что ежемесячно на площадки выходят по 15—20 тысяч новых продавцов, жесткая конкуренция буквально выживает наиболее слабых и неподготовленных. 

В-третьих, маркетплейсы также ужесточают правила, повышают штрафы и вводят комиссии — не только на продажу и хранение, но уже и на сдачу товаров на склад. Это все усиливает отток селлеров с онлайн-площадок и вынуждает их либо искать альтернативные платформы среди нишевых маркетплейсов и интернет-магазинов, либо и вовсе закрывать собственный бизнес».


Доля Wildberries выросла, доля Ozon снизилась 


Среди шести универсальных маркетплейсов самая большая доля по количеству продавцов во втором квартале 2024 года — у Wildberries (53%). Это больше, чем в 2023, почти на 4 п. п. 

При этом за год почти на 6 п. п. снизилась доля Ozon — до 30%. Еще 14% (+1 п. п. за год) занимает Яндекс Маркет. Доля Мегамаркета даже при сильном росте по количеству клиентов составляет 1,5% (+ примерно 1 п. п. к прошлому году). 

«Магнит Маркет» и AliExpress остались практически на уровне прошлого года (1% у «Магнит Маркета и 0,5% у AliExpress).

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

Количество продавцов на Мегамаркете за год выросло в 2,5 раза 


Самый стремительный рост числа продавцов за последний год показал Мегамаркет: на этой площадке их стало больше в 2,5 раза. 

У Яндекс Маркета количество продавцов выросло на 37%, а у Wildberries — на 31%. Сократилось количество селлеров у AliExpress (−26%) и у «Магнит Маркета» (−15%). На Ozon число продавцов за год практически не изменилось.

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

Wildberries — маркетплейс первого выбора у новых селлеров в 2024 году


В качестве первой площадки селлеры в большинстве случаев в 2024 выбирали Wildberries (62%) — и делали это чаще, чем в прошлом году (47%). В 2024 продавцы стали реже выбирать первой площадкой Ozon — 27% в 2024 против 43% в 2023. Яндекс Маркет в качестве первой площадки выбрали в 2024 9% селлеров (в 2023 — 10%). По 1% у Мегамаркета и «Магнит Маркета». В 2023 году их почти не выбирали в качестве первой площадки.

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
Среди тех, кто пришел на маркетплейсы в 2020, продолжает деятельность на площадках спустя три года только каждый второй продавец. Из начавших работу в 2021 осталась треть продавцов. Из пришедших в 2022 продолжают работу 42%.




Читайте также: T-Bank eCommerce подсчитал средний месячный доход продавца на одном маркетплейсе




Илья Кретов, директор T-Bank eCommerce:

«В конце 2022 года Wildberries вводил плату за регистрацию для новых продавцов в размере 30 000 ₽, что негативно сказалось на числе новых селлеров на площадке в начале 2023 года. В результате этого Ozon стал более привлекательной площадкой для начинающих торговать на маркетплейсах. После того как Wildberries вернул базовый взнос 10 000 ₽, ситуация улучшилась — доля маркетплейса не достигла снова 70%, но большую часть потерь отбили».

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

Половина продавцов с квартальным оборотом от 2 млн рублей торгуют на двух и более маркетплейсах


Большинство продавцов (78%), как и в прошлом году, ведут торговлю на одной площадке. Доля торгующих на двух площадках во втором квартале 2024 снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 2 п. п. Доля тех, кто представлен на трех и более площадках, по сравнению с 2023 не изменилась.

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
При этом на долю селлеров, представленных на одной площадке, приходится более половины оборотов всех продавцов (52%). Их обороты за год выросли на 4 п. п. Обороты продавцов, торгующих на двух площадках, напротив, снизились на 5 п. п. — 33% во втором квартале 2023 против 28% во втором квартале 2024. Обороты селлеров, ведущих свою деятельность на четырех площадках, выросли на 2 п. п. 

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
Если говорить о продавцах с квартальным оборотом более 2 млн рублей, половина из них торгуют на двух и более площадках. За год число таких продавцов, работающих с одним маркетплейсом, выросло на 60%, а с двумя и более — на 31%. По состоянию на конец второго квартала 2024 года доля селлеров, работающих на одной площадке, составила 50%, на двух площадках — 31%, на трех — 15%, на четырех — 4%, на пяти — 1%.

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
Илья Кретов, директор T-Bank eCommerce:

«Каждая новая площадка открывает для селлера дополнительный источник аудитории. Хоть иногда и кажется, что на всех маркетплейсах покупают одни и те же люди, на деле же даже у Ozon и Wildberries покупатели пересекаются только на 55%, а остальные 45% — точка для роста. 

Это легко объясняется тем, что люди приходят на онлайн-площадки не только из-за товаров, но и из-за удобства интерфейса, близости ПВЗ к их типичным локациям, имиджа и предложений самих маркетплейсов. Именно поэтому необходимо не сгружать все в одну кучу, а разделять ассортимент по разным платформам. И речь не только о втором и третьем маркетплейсе, но также о собственных каналах и сайте. Такой подход будет гарантировать бизнесу стабильность в случае изменений на одной из площадок».


Каждый пятый продавец подключает дополнительную площадку для торговли к концу первого года работы 


Хотя большинство селлеров, как и раньше, предпочитает работать на одной площадке, со временем число тех, кто переходит на две и более площадки, увеличивается. К концу 2023 года 48% продавцов, начавших работу на маркетплейсах в 2020, и 36% тех, кто начал работу в 2021, добавили дополнительные площадки.

В среднем динамика показывает, что к концу первого года работы примерно каждый пятый продавец подключает вторую и последующие площадки для торговли. 

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
Количество подключенных площадок напрямую влияет на рост доходов продавца. У селлеров, торгующих на одном МП, месячный медианный доход составляет 53 тыс. рублей, у продающих на двух маркетплейсах — 137 тыс. рублей. Самый высокий месячный медианный доход у продавцов, торгующих сразу на шести универсальных площадках, — 3,6 млн рублей. Подключение каждой новой площадки увеличивает медианный средний доход в два-три раза. 

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

Самые высокие комиссии площадки берут за торговлю аксессуарами для обуви и волос, головными уборами, бытовой химией, книгами, украшениями и продуктами Ozon Fresh 


По состоянию на март 2024 года самая высокая комиссия у Wildberries выявлена в категориях «Аксессуары для обуви» (40%), «Головные уборы» (40%), «Аксессуары для волос» (37%) и «Бытовая химия» (37%). Самая низкая — в категориях «Игровые консоли и игры» (14%), «Ноутбуки и компьютеры» (16%) и «Ювелирные украшения» (17%).

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

У Ozon за этот период самая высокая комиссия взималась в категориях «Книги» (53%), «Галантерея и украшения» (39%) и «Продукты питания Ozon Fresh» (37%). Самая низкая комиссия — «Ювелирные изделия» (19%), «Ювелирные украшения» (22%) и «Электроника» (23%).

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce


Маркетплейсы уходят из Москвы в регионы


Самый высокий прирост транзакций и оборотов на маркетплейсах в первом полугодии 2024 по сравнению с первым полугодием 2023 среди городов-миллионников наблюдается в Омске (+43% по транзакциям, +62% по оборотам), Красноярске (+39%, +56%), Челябинске (+38%, +56%) и Новосибирске (+38%, +53%). В Казани при не самом большом приросте транзакций (+31%) произошел значительный прирост маркетплейсов по оборотам (+54%). Самый низкий прирост отмечен в Москве: +19% и +29% соответственно.

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce
Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

Продавцы на российских маркетплейсах в 2024 году: итоги исследования T-Bank eCommerce

В первом полугодии 2024 года по популярности среди маркетплейсов в регионах лидером стал Wildberries — он занимает долю от 50% до 80% по России. В регионы, которые отличаются в покупательском поведении и выбирают Ozon вместо Wildberries, входят Ленинградская область (доля Ozon 55%), Санкт-Петербург (54%), Карелия (52%) и Калининградская область (47%). В Тверской области доли двух маркетплейсов полностью совпадают — по 47%.

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит