0/5

Если денег – только на продукты: где взять средства на развитие бизнеса

Если денег – только на продукты: где взять средства на развитие бизнеса
время публикации: 10:00  20 марта 2019 года
Владислав Сокровищук, управляющий партнер компании Fresh Capital рассказывает о пяти местах, где продовольственный ритейл найдет средства на развитие бизнеса.

Кассовый разрыв – обычная проблема владельцев небольших продуктовых магазинов. Бизнес растет, нужно расширяться, открывать второй, третий магазин. Но вынимать деньги из оборота первого не хочется. 

Где найти ресурсы для роста?

Для развития бизнеса, тем более, для такого сложного, как ритейл, стоит применять разнообразные инструменты. Детальный бизнес-план, разработанный с перспективой на несколько лет, позволяет использовать как «длинные» деньги, так и те, что можно взять «здесь и сейчас». 

Какие вообще есть варианты?


1. Кредит в банке

Самый простой, лежащий на поверхности способ получить деньги на развитие бизнеса.

Из плюсов: относительно небольшая процентная ставка, в среднем от 12-14% годовых, возможность получить средства на долгий срок, разнообразные полезные опции в пакете – от бухгалтерской и юридической поддержки до возможности вести всю документацию удаленно, без визитов в офис банка. Специфика предложения – в том, что в банке придется открыть расчетный счет. 

Минусов тоже достаточно. Во-первых, банк одобрит кредит только юрлицу, работающему на рынке от пяти лет. То есть, если вы планируете под каждый магазин делать отдельное юрлицо, то такому предприятию, без истории, банк в кредите откажет. 
Во-вторых, банк, как правило, требует поручителя или залог: коммерческую или жилую недвижимость, реже – товар. 

В-третьих, для получения кредита в банке нужно предоставить до 15 наименований разных документов, срок их рассмотрения в среднем составляет около 2-3 недель. Более того, банк будет рассматривать не только состояние дел бизнеса, но и личную кредитную историю его владельца. И если у вас есть отказы в получении кредитов или штрафы за просроченные платежи по прошлым кредитам, банк с большой долей вероятности откажется от сотрудничества.

Кому подойдет: тем, кому низкая процентная ставка важнее потраченного времени, и у кого кредитная история – идеальная.


2. Брокерские конторы

По запросу «кредит для малого бизнеса» в поисковике предложения «кредит за один день без залогов и поручителей» вылезут сразу. Как это работает? Менеджер брокерской конторы разошлет ваши документы на получение кредита сразу в 20-30 банков.

Плюс в том, что, вполне возможно, какой-то банк согласится сотрудничать – таким образом, вы выиграете время. 

Минус – неочевидный, но очень существенный: большинство банков вам откажут, и это негативно скажется на вашей кредитной истории. В следующий раз получить кредит будет в разы сложнее.

Кому подойдет: компаниям-однодневкам, которые не планируют долго оставаться на рынке. Владельцам всех остальных бизнесов хочется напомнить, что репутация дороже.

Если денег – только на продукты: где взять средства на развитие бизнеса


3. Государственные программы

Кредитование, которое предлагают различные государственные фонды и организации, по большей части все равно осуществляется через партнерские банки. Госорганизация, в лучшем случае, возьмет на себя роль поручителя. Но сбор документов и скоринговый процесс все равно отодвинут получение средств минимум на несколько недель. 

Еще существует грантовая поддержка от региональных властей, максимальная сумма, которую можно получить, составляет 600 тысяч рублей. Но для этого придется пройти конкурсный отбор. Учитываться будут сфера деятельности, размер выручки, количество рабочих мест и не только.

Плюс программы в том, что средства невозвратные. 

Минус – длительность процедуры и – приоритет у бизнесов, связанных с фермерством, социальной деятельностью и у технологических стартапов. Продуктовый ритейл на фоне таких конкурентов выглядит недостаточно интересно.

Кому подойдет: тем, кто готов ждать денег, во-первых, долго, а во-вторых, неопределенно долго. Грантовые программы подойдут тем, кто хочет получить дополнительные средства и готов предложить региону, например, программы социальной ответственности в рамках существующего бизнеса.


4. Привлечение инвесторов

Искать их можно через фонды, специализированные площадки или с помощью личных знакомств. 

Плюс: возможность получить средства довольно быстро, под небольшой (как минимум, конкурирующий с банком) процент, нужную сумму и на нужный срок. 

Минус – инвестор может потребовать в залог долю в вашем бизнесе. И это уже будет не только ваш бизнес. Причем, согласовывать действия с новым партнером придется и после того, как вложенные им средства принесут прибыль. Если условия сделки предполагают обратный выкуп доли, то стоит помнить, что инвестор может выставить за нее любую цену. Тогда выгоднее будет, наоборот, продать ему свою долю и с прибылью выйти из бизнеса.

Кому подойдет: собственникам, не заинтересованным в единоличном управлении бизнесом. Для них инвестор может стать не только человеком, который даст деньги, но и профессионалом, готовым инвестировать в развитие бизнеса свой опыт, знания и связи. Привлечение инвестора подойдет и тем, кто строит бизнес, чтобы в дальнейшем его продать.




Читайте также: И дать, и взять! Берём кредит на бизнес и остаемся с банком друзьями




5. Факторинговые компании

Философия таких компаний, как наша, – дать кредитные средства по возможности любому бизнесу, главное – найти правильный процент.

Из плюсов: бизнес не тратит время на сбор пачки документов (достаточно анкеты и выписки из расчетного счета), деньги получает быстро, действительно за один-два дня. Если компания продолжает сотрудничество, то с каждым следующим обращением процент для нее будет все ниже. 

Кроме того, вы не рискуете своей кредитной репутацией, потому что, как правило, не получаете отказ. Не так давно мы профинансировали несколько магазинов сети “Фасоль” (франчайзинговый проект Metro). Их владелец обратился к нам, имея один магазин, оборот которого составлял чуть меньше полумиллиона рублей. Денег, как во многих случаях, предпринимателю не хватало на операционную деятельность. За год мы профинансировали его бизнес в три этапа: на 600 000, 1000 000 и 1 500 000 руб. В результате бизнесмен открыл еще один магазин, и оборот двух точек достиг уже свыше 1 млн руб.

Минус: кредитная ставка выше, чем в банке. Если в банке, с учетом всех звездочек в договоре, она может достигать 20-22% годовых, то в факторинговой компании с 22% предложение может только начинаться. Правда, без всяких звездочек и мелких шрифтов в договоре. Кредитный договор заключается на небольшой срок.

Кому подойдет: тем, кому средства нужны быстро, и у кого есть хорошо продуманный бизнес-план, который гарантирует такой же быстрый возврат средств, например, за счет наработанной бизнес-модели. Открытие новой точки растущего продовольственного ритейлера – как раз такой случай.

Владислав Сокровищук, 
Управляющий партнер компании Fresh Capital


0
Реклама на New Retail. Медиакит