Что такое EBITDA и как ее рассчитать
время публикации: 11:00 20 октября 2014 года
У кого «ЕБИТДА» больше, тот и прав. О том, почему принцип актуален в любом бизнесе и почему не правы те, кто покраснел на первой фразе, рассказывает наш эксперт.
С помощью цифр, показателей и «страшных слов» финансисты пытаются унифицировать подходы к расчету эффективности и стоимости любого бизнеса в любой отрасли.
Вся ценность финансовых показателей состоит в том, что через призму их применения люди не только оценивают эффективность бизнеса, отдельных его частей и ресурсов, включая персонал (руководителей и обычных специалистов), но и продают-покупают по определенной цене целые компании и корпорации.
Одним из важнейших и наиболее употребляемых финансовых показателей в настоящее время является показатель EBITDA. Это аббревиатура от словосочетания Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. В русской интерпретации звучит как «прибыль до начисления процентов по кредитам, налогов и амортизации».
Наш эксперт Алексей Гребенюк
Следует отметить, что в мировых стандартах финансовой отчетности (МСФО) depreciation – это амортизация материальных активов (здания, сооружения), тогда как amortization – амортизация нематериальных активов (лицензии, патенты).
EBITDA является одной из статей Отчета о Комплексных Прибылях и Убытках (ОКПУ), который показывает в целом сколько выручки заработала компания за определенный период времени (месяц, квартал, год) и сколько расходов понесла за этот период.
Именно разница между выручкой компании за определенный период времени и ее расходами за тот же период и будет EBITDA. Другими словами - сколько денег у компании осталось после того, как она потратила часть денег от выручки на расходы.
EBITDA не учитывает расходы компании на обслуживание долга (проценты по кредитам), не учитывает налоговое окружение (расходы на налог на прибыль) и неденежную статью расходов – амортизацию, и именно поэтому широко используется как некий аналитический показатель эффективности непосредственно бизнеса.
Компания может взять кредит, а может не взять. Эффективность самого бизнеса от этого решения не изменится. Компания может платить налоги, либо использовать схемы оптимизации. Эффективность самого бизнеса от этого не изменится. Компания может начислять амортизацию ускоренным методом, либо стандартно. Эффективность бизнеса от этого не изменится. Именно поэтому на показатель EBITDA и ориентируются как на комплексный показатель эффективности бизнеса. Более того, EBITDA в ритейле наиболее приближен к чистому денежному потоку бизнеса, поскольку здесь, как правило, отсутствует дебиторская задолженность. Все это «одна сторона монеты».
Другая состоит в том, что именно годовой показатель EBITDA является общепринятой мерой стоимости компании (бизнеса). Все инвесторы рассчитывают стоимость компании в первом приближении очень просто – они умножают годовую EBITDA на мультипликатор, характерный на сегодня для данной отрасли.
Практически это выглядит так. Продается ритейл-компания с годовой выручкой, скажем, 100 млн руб. (например, сеть магазинов одежды). При этом все ее расходы за год составили 80 млн руб. Соответственно, EBITDA составила 20 млн руб. Текущий мультипликатор на рынке составляет 8 x EBITDA. Это значит, что наша компания стоит 8 х 20 млн руб. = 160 млн руб.
Если бы мы имели менее эффективный бизнес и все расходы за год составили бы 90 млн руб., то EBITDA была бы 10 млн руб., и стоимость бизнеса, соответственно, была бы равна 8 х 10 млн. руб. = 80 млн. руб. Менее эффективный бизнес стоит меньше – все логично.
Таким образом, следует запомнить, что EBITDA является комплексным показателем эффективности бизнеса и, как следствие, показателем, на основе которого рассчитывается его стоимость.
Знаниями делился управляющий партнер "AG Finance"
Алексей Гребенюк
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...