Игра в «Горелки»: как пандемия влияет на логистические операции в России
время публикации: 10:00 19 ноября 2021 года
Сегмент крупнотоннажных грузоперевозок практически сразу ощутил на себе воздействие пандемии, и сложности в планировании рейсов сохраняются. Заболеваемость водителей, снижение затрат на обновление парка, отток рабочей силы, рост себестоимости перевозок сказываются на стабильной работе отрасли. И все же, какие тенденции позволяют строить позитивные прогнозы?
Анастасия Кравченко. Стоимость перевозок выделенными еврофурами к ноябрю 2021 года возросла. По информации издания Forbes, в октябре доставка грузов на авто между Россией и европейскими странами подорожала на 10-35%.
Схожую аналитику представил и «Коммерсантъ», объясняя повышение цен факторами COVID-19, в том числе введением новых ограничений и недостаточным количеством разрешений на въезд (дозволов), а также постепенным восстановлением бизнес-активности после прошлогоднего спада спроса.
Воздействие пандемии на грузоперевозки проявилось задолго до введения ограничительных мер, принятых государством. Увеличение заболеваемости водителей транспорта, переориентацией сотрудников на онлайн-торговлю и заинтересованностью в работе на иностранных работодателей, привели к значительному усложнению планирования рейсов.
Высокая неопределенность относительно сроков завершения пандемии COVID-19 и преодоления ее отрицательных последствий по-прежнему сохраняется.
Сопутствующим фактором в этом вопросе является и нехватка подвижного состава. В 2019 году операторы не были готовы к последствиям пандемии, а их дебиторская задолженность росла. Руководители многих фирм приняли решение об оптимизации бюджета и перенесли обновление автопарков на длительную перспективу.
Через год к вопросу покупки новых автомобилей вернулись, однако, из-за отсутствия предварительных заказов на технику, предложение не покрыло спрос. Согласно информации «Коммерсантъ», очереди на европейские модели тягачей достигают 4 месяцев. Годом ранее таких проблем не отмечалось. Стоимость новых седельных тягачей выросла на 20% по сравнению с 2020 годом.
Руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Евгений Уткин прокомментировал ситуацию на рынке:
«Мы можем выделить следующие причины роста себестоимости перевозок: увеличение стоимости дизельного топлива на 4% и седельных тягачей на 20%. Кроме того, увеличилась зарплата водителей на 10% и затраты на поддержание технического состояния транспорта, а также на 30% выросли цены на запчасти. Также изменился размер платы в системе «Платон».
Необходимо отметить, что к 2021 году наблюдается постепенное восстановление бизнес-активности. Международная торговля товарами по итогам I квартала относительно аналогичного периода 2020 года увеличилась на 16,2%, а российский товарооборот в I полугодии – на 28,8%, по заявлению Министерства экономического развития РФ.
Высокая неопределенность относительно сроков завершения пандемии COVID-19 и преодоления ее отрицательных последствий по-прежнему сохраняется. Рецессия рынка логистических услуг в России, по мнению эксперта портала «Лобанов-логист», Николая Лобанова, будет продолжаться в течение ближайших 3-5 лет.
Однако, встречать текущую волну коронавируса логистические операторы будут с позитивными прогнозами: в 2023 г. объем коммерческой перевозки грузов прогнозируется на уровне 1 536,9 млн т (+0,7% к текущему периоду), а коммерческий грузооборот может увеличится на 7,8%.
Тенденции 2022
Главными тенденциями 2022 года на логистическом рынке станут укрупнение рынка, усиление конкуренции и повышение качества предоставляемых услуг, цифровизация и автоматизация грузоперевозок.
Значительное внимание операторы начнут уделять экологии. Стимулирующим фактором в этом вопросе является принятие рядом зарубежных стран нормативных актов, действие которых началось уже с 1 января текущего года. Стандарты по снижению выбросов СО2 уже разработаны в Австрии. Въезд в страну возможен только для грузовых машин класса «Евро 6». Дальнейшее распространение ограничительных мер в рамках ЕС для машин на ДВС начнётся с введения в действие в 2022 г. углеводородного налога в рамках политики «Зелёного курса». Последствия перехода к «зелёной» экономике отразятся на логистических операторах. Им необходимо будет увеличивать расходы на доставку, платить дополнительные налоги на въезд и обновлять автопарк.
Успешное функционирование логистического бизнеса в период локдауна возможно. Для этого перевозчикам необходимо ставить в приоритет качество сервиса клиентов, а не количество предоставляемых услуг.
Отметим, что количество участников рынка, готовых подтвердить открытое ведение дел, возрастает. Об этом свидетельствует популяризация среди компаний Хартии перевозчиков грузовым транспортом. Принятый Общественной палатой РФ летом 2020 года документ создан для поддержания честного ведения бизнеса и противостояния незаконным методам налоговой оптимизации.
Читайте также: От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе
Успешное функционирование логистического бизнеса в период локдауна возможно. Для этого перевозчикам необходимо ставить в приоритет качество сервиса клиентов, а не количество предоставляемых услуг. Необходимо переходить от роста объемов работы к повышению качества обслуживания клиентов. Гибкость ценообразования, разветвленная география перевозок и интеграция разных видов транспорта при перевозке остаются основными направлениями дальнейшего роста российских компаний.
Анастасия Кравченко.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...