0/5

ИП и самозанятый – что и в каком случае стоит выбрать?

ИП и самозанятый – что и в каком случае стоит выбрать?
время публикации: 10:00  30 апреля 2019 года
У малого и микробизнеса в начале пути нередко возникает детский вопрос «Кем быть?». Это касается того, какой формат предпочесть, – оформить ИП или стать официальным «самозанятым». Безусловно, у каждого варианта есть свои особенности. Рассмотрим их подробнее, чтобы выбор стал более понятным.

ИП и самозанятый – что и в каком случае стоит выбрать?Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (проект Robo.market), рассказывает о ключевых отличиях между ИП и самозанятыми гражданами

С начала 2019 г. вступил в действие закон, касающийся налога на профессиональную деятельность (он же «налог для самозанятых»). Это положило начало налоговому эксперименту: с января 2019 г. жители Москвы и трех регионов России могут легализовать свою деятельность на более гуманных условиях, чем при регистрации ИП. Если эксперимент окажется удачным, то через какое-то время его могут распространить и на всю территорию нашей страны. 

Итак, кто же такие «самозанятые»? 

Это физические лица, самостоятельно ведущие деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. У них нет ни работодателей, ни наемных работников, а их годовой доход должен быть менее 2,4 млн. рублей (200 тыс. рублей в месяц). Сейчас зарегистрироваться в качестве самозанятых могут жители Москвы, Московской области, Калужской области и республики Татарстан. 

Рассмотрим основные аспекты деятельности ИП и самозанятого лица, чтобы понять, в чем их принципиальные отличия, и какой формат бизнеса вам стоит предпочесть. 


Регистрация

ИП

Стать индивидуальным предпринимателем не так-то просто. Необходимо подать пакет документов (заявление о регистрации, копию паспорта, квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей) в налоговую инспекцию – причем, не в любое отделение, а по месту прописки. Если вы не можете сделать это лично, то у вас есть четыре варианта: 

• отправить представителя по доверенности;
• подать документы через МФЦ с поддержкой данной услуги;
• отправить документы по почте письмом с описью вложений;
• использовать электронные сервисы ФНС.

Через три дня вы получите лист записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Если время для вас дороже денег, вы также можете воспользоваться любым из платных онлайн-сервисов, которые предлагают услугу «Регистрация ИП под ключ». Заплатив от 2000 до 4000 рублей, вы перекладываете все бюрократические моменты на плечи других людей, и примерно через неделю получаете гордое звание индивидуального предпринимателя. Некоторые банки («Тинькофф», «Точка» и другие) также предлагают такую услугу и сразу предоставляют возможность открыть расчетный счет. 

Самозанятый

Регистрация для самозанятых не требует бюрократических проволочек и личного присутствия в ФНС. Зарегистрироваться можно через официальное мобильное приложение «Мой налог», через сайт налоговой, а также через приложения «Альфа-клик» и «Сбербанк Онлайн». Приехать в отделение налоговой потребуется, только если вы уже зарегистрированы как ИП, но хотите сменить статус на самозанятость.

ИП и самозанятый – что и в каком случае стоит выбрать?


Налоги и взносы

ИП

УСН (так называемая «упрощенка») предусматривает уплату налога в размере 6% от дохода или 15% от доходов за вычетом расходов (в регионах эта цифра может незначительно отличаться). Кроме того, в обязанности ИП входит уплата обязательных страховых взносов. В 2019 г. взнос в ПФР составляет 29354 рублей (плюс 1% от доходов, превышающих 300 тыс.), а взнос в ОМС – 6884 рублей в год. 

Самозанятый

Самозанятые граждане получили крайне выгодную налоговую ставку: всего 4% от доходов, полученных от физлиц, и 6% от доходов с юрлиц или ИП. Если дохода нет, можно ничего не платить: нет минимальных или фиксированных платежей. 

Налог платится только с тех доходов, которые вы укажете в приложении при формировании чеков. Если на ваш счет поступают подаренные деньги или официальная зарплата, эти доходы не учитываются при расчете налога на профессиональную деятельность.

Важно: налоговая предоставляет самозанятым аванс на уплату налога – 10 тыс. рублей, которыми можно оплатить 25% налога ежемесячно. В цифрах это выглядит так: допустим, вы получаете доход от физлиц в размере 200 тыс. рублей в месяц, тогда в течение пяти месяцев после регистрации ваш налог будет составлять 6000 вместо 8000.

Самозанятые не платят страховые взносы по ОМС, а взносы в пенсионный фонд являются сугубо добровольными. Впрочем, если их не выплачивать, то трудовой стаж не засчитывается.


Совмещение с трудоустройством

ИП

Если вы не госслужащий, то вам можно совмещать ИП с официальным трудоустройством.

Самозанятый

Самозанятым гражданам также можно совмещать свою деятельность с трудоустройством. Официальная зарплата не учитывается при расчете налога. Важно будет отметить, что самозанятость никак не влияет на ваш трудовой стаж на основном месте работы.




Читайте также: Проблема онлайн-касс для интернет-предпринимателей: два пути решения




Разрешенные виды деятельности

ИП

Индивидуальный предприниматель может вести любую деятельность кроме законодательно запрещенной для ИП. Этот список достаточно обширен, в него входит производство лекарств, алкоголя, оружия, взрывчатых веществ, авиационной техники, управление инвестиционными фондами, частная охранная деятельность, банковская деятельность и т. д. 

Самозанятый

Для самозанятых запрещена перепродажа товаров и имущественных прав, торговля подакцизными товарами, добыча и продажа полезных ископаемых, работа по агентскому договору. Также нельзя заниматься курьерской доставкой без ККТ. Любые другие виды деятельности разрешены, если у вас нет наемных работников.

К примеру, самозанятые могут заниматься репетиторством, грузовыми и пассажирскими перевозками, оказывать услуги фото- и видеосъемки на заказ, сдавать в аренду недвижимость, оказывать косметические услуги на дому, продавать кондитерские изделия собственного изготовления и т. д. Разрешено совмещать несколько видов такой деятельности.

ИП и самозанятый – что и в каком случае стоит выбрать?


Отчетность

ИП

Законодательство требует, чтобы индивидуальный предприниматель вел книгу учета доходов и расходов. По упрощенной системе налогообложения (УСН), например, предоставляется одна годовая налоговая декларация.

Самозанятый

Самозанятые ведут учет своих доходов в мобильном приложении. Там же автоматически рассчитывается налог. Если вы работаете с сервисом, которые передает информацию о ваших продажах в ФНС (например, Robokassa), то нет необходимости дополнительно вводить эти данные в приложение. Налоговые декларации подавать не требуется.


Прекращение деятельности

ИП

Чтобы официально закрыть ИП, необходимо подать в налоговую службу соответствующее заявление, а также уплатить 160 рублей госпошлины. Сделать это можно лично или иными способами – теми же, что и при регистрации ИП.

Самозанятый

Прекратить свою деятельность можно так же легко, как и начать – в приложении, где вы вели свою отчетность («Мой налог», «Альфа-клик», «Сбербанк Онлайн»). Если вы хотите перейти с самозанятости на ИП, то у вас есть 20 дней, чтобы подать в ФНС уведомление о переходе на другой налоговый режим. 




Читайте также: Зачем маркетплейс малому и среднему бизнесу: 5 причин




Новые решения и банковские продукты для самозанятых

По данным Минтруда, общее количество неофициально самозанятых в России может доходить до 15 млн. человек. Неудивительно, что банки активно разрабатывают мобильные приложения и новые пакеты услуг для этой категории потенциальных клиентов.

Сегодня в этой сфере доступны интернет-решения от «Сбербанка» и «Альфа-банка». Они позволяют зарегистрироваться в качестве самозанятого, привязать карту для учета дохода, автоматически рассчитывать налог и уплачивать его без каких-либо комиссий. «Альфа-банк» также предлагает пакет услуг «1%»: он дает самозанятым доступ ко всем основным сервисам банка (платежи, переводы, онлайн-бухгалтерия и пр.), взимая 1% от полученных доходов. При отсутствии дохода обслуживание предоставляется бесплатно.

«Сбербанк» разрабатывает целую линейку продуктов для самозанятых, среди них бесплатный пакет услуг «Свое дело». В него включены такие полезные сервисы как онлайн-бухгалтерия, база клиентов в облаке, обучающая платформа, конструктор сайтов и сервис для поиска партнеров. За дополнительную плату можно получить юридические консультации, полис ДМС, продвижение и страхование ответственности перед заказчиком.

Другие банки («Совкомбанк», «Тинькофф», банк «Восточный» и др.) также разрабатывают продукты для самозанятых, в том числе кредитные и инвестиционно-страховые услуги с учетом потребностей этой категории клиентов.


Основные плюсы и минусы самозанятости

Несомненным преимуществом официальной регистрации в качестве самозанятого является возможность выйти из тени и открыто рекламировать свои услуги, не боясь проверок и штрафов. Кроме того, гуманные условия самозанятости (низкая налоговая ставка и минимум бюрократии) закреплены в законе как минимум на 10 лет, поэтому можно не опасаться неожиданного ухудшения условий. Еще один важный плюс – возможность получить кредит в банке на развитие своего дела, ведь банки считают безработным любого, кто ведет свою деятельность «в тени».

Что же касается недостатков данного налогового режима – это, в основном, перспективы роста. Не имея возможности нанимать работников, будет гораздо сложнее масштабировать бизнес, а также значительно увеличить свой доход. Вы также не сможете оказывать услуги крупным компаниям и государственным структурам – по очевидным причинам они предпочитают сотрудничество с ООО или ИП.

Татьяна Глазачева, 
исполнительный директор Robokassa (проект Robo.market)

0
Реклама на New Retail. Медиакит