Дизайнер Ирина Батькова в одиночку создала собственный бренд и уверенно вошла в мир российской моды. Ей удалось опровергнуть мнение о том, что национальный колорит не может быть интересным.
Идея выпускать изящные шелковые платки на «русскую» тему пришла к художнице в конце 2012 года. На сегодняшний день Sirinbird отметился сотрудничеством c музеем Фаберже и Государственным историческим музеем. А специально к юбилею журнала Marie Claire была запущена лимитированная коллекция.
Как начинался Sirinbird
Дизайнер Ирина Батькова всегда любила необычные платки. Ее личная коллекция пополнялась в основном за границей, где удавалось найти изделия с национальной символикой. В какой-то момент Ирине захотелось порадовать друзей-иностранцев, но в России в продаже можно было найти разве что павлопосадские платки. А хотелось дарить не сувенир, а стильную и актуальную вещь, гармонично вписывающуюся в современный модный гардероб. Так и появилась мысль рискнуть и выпустить собственные платки. Тем более, что образование по специальности художник-живописец вполне позволяло сделать первый шаг.
Тогда, в 2013 году, времени на развитие собственной марки почти не было. Ирина работала графическим дизайнером со специализацией на бренд-дизайне и рисовала по ночам. Было трудно, но внутренняя потребность реализовать себя и понимание того, что это может кому-то пригодиться, не позволяли останавливаться.
Ирина была уверена: русскую художественную традицию можно осовременить и сделать трендом.
Так появлялась первая коллекция Sirinbird. В нее вошли платки «Первый космонавт», «Змей Горыныч», «Славянский», «Кандинский»: художница не ограничивала себя исконными сюжетами, в коллекции она пыталась показать все разнообразие России. Источниками вдохновения стали росписи, фольклор, работы русских живописцев.
По словам художницы, на создание одного рисунка уходит примерно месяц кропотливого труда. Это ручная отрисовка и компьютерная обработка, много времени уходит на сбор материала. Такое детальное погружение в тему помогло: и название, и логотип бренда придумались очень быстро. Хотелось запуститься к 8 марта, но подвели технологии.
Дело в том, что в России практически никто не занимался цифровой печатью по натуральному шелку. К тому моменту, когда первый тираж платков можно было запускать в печать, в Москве с этим материалом работали всего три компании. По итогу переговоров и создания пробных образцов выяснилось, что возможно сотрудничать только с одной из них.
Но и там возникли сложности, и печать тиража предваряло долгое общение с технологом: Ирину не устраивала стандартная печать, ведь она рассчитывала на премиальное качество своих изделий. В итоге, после придирчивого отбора отпечатанного тиража, часть изделий с браком художница просто раздарила знакомым.
Дизайнер решила изменить подход и нашла устраивавшую ее мануфактуру в Италии. Там же печатают свои изделия бренды Furla и Michael Kors.
Бороться с трудностями помогало то, что уже на первых этапах работы проект начал пользоваться успехом. Конкурентные преимущества на рынке были очевидны: небольшой тираж, оригинальный дизайн, высокое качество печати. Даже по сообщениям в Фейсбуке было понятно, что желающих покупать платки более чем достаточно.
Как многие, кто начинал свое дело, Ирина столкнулась с опасениями близких. Были и личные сомнения: смогу ли я вытянуть этот проект на должном уровне без достаточной финансовой поддержки?
Но вскоре стало понятно, что работать над Sirinbird Ирине будет интересно, только если проект не будет разрастаться до масс-маркета. Было принято решение оставаться в рамках арт-проекта.
При таком творческом подходе у основательницы бренда есть четкое понимание того, что товар и продукт – разные вещи. Без фирменной упаковки, качественного дизайна всех сопроводительных материалов, текстового и фото-сопровождения, общения с покупателями в социальных сетях Sirinbird не смог бы претендовать на звание современного модного бренда. Компетенции в корпоративном дизайне помогли создать логотип и фирменный стиль всей упаковки и в целом бренда, описательные тексты к дизайнам Ирина пишет сама, они рождаются в процессе работы над дизайном.
Сегодня цена одного платка в розницу стартует от 8700 рублей. Рыночная стоимость складывается с учетом себестоимости дизайна, производства в Италии, а, соответственно, и от сопутствующего колебания курса валют, транспортных и таможенных расходов, стоимости упаковки и т.д.
Небольшой стартап быстро набирал обороты. Поскольку Sirinbird – это проект даже не столько про моду, сколько про российскую историю, искусство и литературу, с брендом захотели работать крупнейшие российские музеи.
Так специально к 145-летию Исторического музея была разработана лимитированная коллекция шелковых платков «Московское чудо», с изображением куполов Собора Василия Блаженного. Бренд создал платок «Ландыши» представив на нем знаменитое пасхальное яйцо «Ландыши» Карла Фаберже от одноименного петербургского музея. Живая графика Ирины Батьковой привлекла внимание модной прессы. К юбилею российской версии журнала Marie Claire также была запущена лимитированная серия «Путешествие».
Коллекция «Легенды Амура» была вдохновлена работой Всемирного фонда дикой природы (WWF) по сохранению редкого амурского тигра. Художница приняла решение передать 10% тиража на благотворительность.
Уже через три года после регистрации бренда в Москве, в Музее моды на Ильинке, прошла персональная выставка Sirinbird «Шелковые песни птицы Сирин». Помимо готовых изделий, посетителям были представлены те самые ручные эскизы, с которых все началось.
Выставка окончательно дала понять: дизайнерские шелковые платки – это не сувениры, а предмет искусства и коллекционирования.
В планах у Ирины – создание новых коллекций, вдохновение для которых она продолжает черпать в русском фольклоре, искусстве и символах XX века. Успех Sirinbird дизайнер объясняет простой формулой: «делай, что любишь, и тебе ни дня не придется работать». Именно поэтому ей удается посвящать все свободное время проекту и не уставать от него.